Садовые дорожки из бетона

Садовые дорожки из бетона

Собственный дом представляет собой законченную композицию в том случае, если это не просто дом и придомовая территория при нем, а совокупность оригинальных идей дизайнера и современных технологий. Такой союз поможет превратить садовый участок с домом в ухоженный и уютный природный уголок. Садовые дорожки являются основным дизайнерским элементом, который, кроме эстетической составляющей, несет еще и функциональную нагрузку.

От правильности изначальной планировки дорожек будет зависеть комфорт хозяев участка.

Садовые дорожки должны быть достаточно прочными и должны быть украшением участка. Для опытного дизайнера не является секретом, что короткие дорожки делят весь участок на маленькие фрагменты, тем самым визуально уменьшая размеры сада. В то же время длинные дорожки создают ощущение просторного участка.

На начальном этапе планирования домовладельцу нужно определиться с функциональным назначением дорожек и их размерами. К примеру, дорожка, ведущая к фасаду дома, должна быть не менее 2 метров в ширину, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Для дорожек технологического назначения вполне достаточно будет 90 см. Дорожки, по которым будет перемещаться автомобиль, должны быть никак не меньше ширины самого авто, изготовлены из прочных материалов и иметь шероховатую поверхность, чтобы предотвратить скольжение в зимнее время.

Современный рынок стройматериалов готов предложить покупателям для мощения дорожек на участке довольно большой перечень материалов. Это может быть плитка, натуральный или декоративный камень, щебень и т. д. Одним из таких материалов, имеющих оптимальное соотношение цены материала и качества выполненных дорожек на территории садового участка, является бетон.

Преимущества и недостатки дорожек из бетона

Песчано-бетонная смесь является одним из наиболее востребованных материалов для создания дорожек. К преимуществам этого материала и садовых дорожек из него можно отнести следующее:

  • хорошие прочностные качества материала, его долговечность;
  • простота создания бетонных конструкций, в том числе и садовых дорожек;
  • низкая стоимость материала;
  • устойчивость к воздействию неблагоприятных погодных факторов (влаго- и морозостойкость);
  • устойчивость к влиянию механических нагрузок;
  • возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку);
  • возможность выполнить монтаж самостоятельно, без привлечения специалистов;
  • широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное — посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки).

К недостаткам садовых дорожек из бетона можно отнести следующие факторы:

  • при движении грунта в периоды межсезонья бетонная дорожка может пойти трещинами;
  • дорожка из бетона — капитальное сооружение, впоследствии изменить ее направление будет едва ли возможно. Поэтому при планировании расположения дорожек надо одновременно планировать и территорию вокруг них;
  • потребуются серьезные затраты сил и времени на подготовительные работы и монтаж.

Технология создания бетонных дорожек

Собственно, весь техпроцесс самостоятельного монтажа садовых дорожек из бетона достаточно прост и состоит из следующих этапов:

  • разметка поверхности почвы под садовые дорожки;
  • предварительная подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Для того, чтобы бетонная садовая дорожка радовала своих хозяев долгие годы, надо внимательно рассмотреть каждый этап по отдельности.

  1. Разметка поверхности почвы под садовые дорожки — это быстрый и самый простой этап. Хозяевам надо определиться с месторасположением дорожек на своем участке и с их размерами (как ранее говорилось, они будут зависеть от предполагаемых функциональных нагрузок). Разметку производят с помощью обычных колышков, которые вбивают в грунт через равные промежутки друг от друга, и натягивают между ними веревку. На этом первый этап можно считать завершенным и переходить к следующему.
  2. Предварительная подготовка грунта. Суть этого этапа в том, чтобы выбрать верхний слой дерна на глубину ≈ 5 — 7 см. Это нужно для того, чтобы удалить корни всех растений по пути мощения дорожки. Если этого не сделать, то растения под дорожкой будут постепенно перегнивать, а в образовавшиеся пустоты будет попадать вода и в зимние периоды замерзать там. Замерзающая вода будет увеличиваться в объеме и давить на лежащую дорожку. В конечном итоге этот процесс может привести к растрескиванию бетонного покрытия.

Кроме того, будет удобно и для людей, и для использования в летнее время газонокосилки, если садовая дорожка будет находиться на одном уровне с грунтом.

Монтаж опалубки

Опалубка монтируется из досок и нужна она для заливки бетона. Для того, чтобы создать какие-либо плавные изгибы дорожки, для изготовления опалубки вполне возможно воспользоваться фанерой или любыми другими гнущимися материалами. Можно сделать опалубку сразу по всей длине дорожки, но поскольку заливать раствор надо частями (именно надо, потому что необходимо предусмотреть швы для компенсации расширений-сжатий бетона под воздействием температуры), то и опалубку также можно делать частями, что снизит расход материала на ее изготовление.

Формирование подушки

Подушка под бетонной дорожкой преследует две цели.

  1. Равномерное распределение весовой нагрузки бетонной дорожки.
  2. Дренаж.

Изготавливают подушку или основание под дорожку из слоя утрамбованного щебня и слоя песка. Песок не удерживает воду, и в зимнее время почва под дорожкой не будет промерзать и расширяться. Однако песок — это мелкофракционный материал, для которого свойственно со временем уходить в щебень или грунт. Если песок будет уложен непосредственно на щебень, то спустя несколько лет он уйдет в грунт вместе с водой. Чтобы предотвратить этот процесс, непосредственно на землю укладываются любые материалы для гидроизоляции. Это может быть рубероид, геотекстиль или агроволокно. Последние два материала наиболее предпочтительны, так как они не подвержены гниению и прекрасно пропускают воду. После того как щебень уложен и песок засыпан, его нужно хорошо утрамбовать. Если песок сухой, надо его намочить, тогда он плотнее утрамбуется и в нем не будет пустот. Кроме того, песчаную подушку надо разровнять, чтобы впоследствии толщина слоя бетона была равномерной.

Для изготовления подушки вместо песка можно сделать тонкую бетонную стяжку или воспользоваться плоскими камнями, но нужно углубить траншею под дорожку на толщину камня или стяжки.

Армирование и заливка

Следующим этапом является укладка армирующих элементов и заливка бетона. Перед тем как укладывать армирующую сетку или арматуру, на подушку из песка надо положить полиэтиленовую или любую другую пленку. Это необходимо сделать по следующей причине: бетон должен не высохнуть, а затвердеть. Затвердевание — это химическая реакция при непосредственном участии так называемого цементного молочка, придающего бетону прекрасные прочностные характеристики. Чтобы этот компонент не ушел в песок и нужна пленка. Далее можно укладывать армирующие элементы: стандартную арматуру, армирующую сетку, сетку для стяжки или любые другие материалы.

Теперь можно приступать к замешиванию раствора. Его можно изготовить из песка и цемента (1:3), можно купить уже готовые сухие смеси, которые разводятся водой. Если по дорожке будут только ходить, то толщина подушки и слоя бетона не должна быть меньше 5 см. Если покрытие будет испытывать более тяжелые нагрузки, то дополнительный и бетонный слои не должны быть меньше 7,5 см.

По мере заливки раствора его надо разравнивать. После того, как вся готовая порция раствора будет залита, его надо дополнительно разровнять правилом и как можно сильнее уплотнить до появления цементного молочка. Когда раствор слегка схватится, можно подровнять его шпателем. В это же время можно сажать в раствор декорирующие элементы (если это ранее предполагалось делать). Для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал, дорожку можно либо накрыть пленкой, либо периодически смачивать поверхность дорожки водой. Спустя пару-тройку дней можно убирать опалубку, а по прошествии еще нескольких суток дорожкой могут пользоваться «пешеходы».

Приняв решение об изготовлении дорожек на садовом участке из бетона, можно самостоятельно и с минимальными финансовыми затратами придать своему землевладению законченный образ и элегантный внешний облик.

Источник:
http://nashgazon.com/uchastok/dorozhki/sadovye-dorozhki-iz-betona.html

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Читайте также  Обустройство скважины (38 фото): как обустроить после бурения своими руками, летняя конструкция с адаптером на воду

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Источник:
http://remstroiblog.ru/natalia/2016/09/01/12-sovetov-po-ukladke-sadovyih-dorozhek-iz-betona-svoimi-rukami/

Делаем дорожки из бетона самостоятельно — пошаговое руководство и полезные советы

При благоустройстве придомовой территории отдельное внимание уделяется оформлению дорожного покрытия. Самыми доступными и эффектными считаются дорожки из бетона.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

К достоинствам бетонных дорожек относятся:

  • доступность и быстрота изготовления;
  • экономичность;
  • возможность создания различных форм;
  • многообразие для декора;
  • долговечность.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки:

  • трудоемкость подготовительных работ;
  • возникновение трещин;
  • невозможность перепланировки;
  • обязательное устройство опалубочной конструкции;
  • потребность в бетономешалке (если планируется большой объем работ);
  • дорожки со временем дают усадку.

Из всех вышеперечисленных недостатков существенным является последний: в связи с проседанием грунта и вымыванием основания дорожки могут расползтись. Поэтому на участках, где имеется высокая глубина залегания грунтовых вод, такие тропы рекомендуется укладывать на высокую подушку или заливать сплошной лентой.

Кроме того, заливать тропинки рекомендуется только в сухую погоду, иначе подготовленные траншеи расползутся от дождя.

Необходимые инструменты и материалы

При устройстве садовых дорожек из бетона понадобятся:

  • доски для создания опалубки;
  • крепежные изделия;
  • арматурные стержни для укрепления конструкции;
  • рулетка, строительный уровень, моток веревки (можно шпагат), колышки для разметки;
  • деревянные рейки;
  • бетономешалка (при отсутствии придется воспользоваться большой емкостью для замешивания раствора);
  • щебень, песок, цемент марки М500;
  • добавки для гидроизоляции;
  • молоток, ножовка по дереву, грабли, правило.

Проект дорожки

На этом этапе необходимо продумать дизайн дорожек, поэтому перед началом работ желательно составить эскиз, в который будут входить:

  • план расположения дорожек;
  • привязка всех размеров к поворотам;
  • примерное указание ширины дорожной ленты;
  • обозначения мест, где необходимо подсыпание или срезание грунта.

Кроме того, необходимо учесть и такие нюансы, как возможная прокладка водопровода и канализации, телефонного кабеля, обустройство подъездной части.

Расчет веса строительных материалов

Прежде чем приступать к набору материалов, необходимо сделать правильные расчеты. Песок и щебень могут пролежать до следующего ремонта, цемент же к длительному хранению не пригоден. Поэтому сначала рекомендуется просчитать, какой объем стройматериалов понадобится для работы.

В зависимости от типа почвы рассчитывается толщина слоя бетона:

Помимо бетонной кладки, необходимо учитывать и песчаное основание, высота слоя которого составляет от 10 до 15 см.

Расчет веса стройматериалов производится по формуле ДхШхВ, где Д — длина дорожки, Ш и В — ширина и высота соответственно.

Например, нужна дорожка с шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота песчаной подушки будет приниматься 10 см.

Тогда согласно формуле можно получить следующее:

  • при объеме песка (принимается строительный материал по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ — вес песка из справочника будет равен 775 кг;
  • при объеме бетона 0,5 м³ соотношение среднего веса составит 1075 кг.

Исходя из расчета пропорций «цемент-песок-щебень» в частях 1:3:1 и общего веса кубометра бетона, равного по справочнику 1075 кг (общий вес разбивается на 5 равных частей), можно получить следующие значения:

  • цемент — 215 кг;
  • песок — 645 кг;
  • щебень — 215 кг.

Как выполнить разметку

Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.

Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.

На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.

По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.

Как монтировать опалубку

В качестве опалубки используются обрезные доски или толстые фанерные листы с ровной внутренней поверхностью.

Если нет смазки, то можно использовать отработанное машинное масло.

Пошаговую инструкцию по устройству опалубки можно представить так:

  1. Установка досок производится в траншеи на предварительно подготовленное основание. Опалубку можно ставить сразу всю или постепенно, по мере освобождения досок, высота должна равняться высоте планируемой тропинки. Горизонтальность конструкции необходимо проверять строительным уровнем.
  2. На предварительно утрамбованное дно засыпают слои песка и щебня (при необходимости).
  3. Укладывают сетку из армированных стержней.
  4. Через каждые 2-2,5 м поперек траншеи устанавливаются доски толщиной до 20 мм, которые примут основную нагрузку при заливке бетонной смеси. Они же будут выполнять функцию компенсационных швов, благодаря которым бетонные полотна не растрескаются при температурных перепадах.

Опалубка должна выступать на 5-10 см над землей.

Если требуется устроить дорожки изогнутой формы, то вместо досок используются фанера или пластиковые панели, которые легко прогнуть в нужном направлении.

В целях экономии сил и снижения затрат на материалы опалубку можно монтировать частями.

Как обустроить подушку

Подушку устраивают для распределения нагрузки. Кроме того, выполняя роль дренажа, песчаный слой пропускает влагу и не дает деформироваться дорожкам.

На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить слой гидроизоляции, в качестве которой выступает геотекстиль, рубероид или агроволокно.

В регионах с почвой повышенной влажности и низкими температурами в зимнее время рекомендуется добавлять к песчаному слою щебневый — так бетонные сооружения не разъедутся вследствие пучения промерзающего грунта и не образуют трещин. Высота щебневого слоя должна лежать в пределах 10-12 см.

Подготовка бетона и замешивание

Исходя из расчетов составляется смесь из цемента, песка и щебня, в которую добавляется вода и пластификаторы. Состав замешивается и доводится до однородной сметанообразной консистенции средней вязкости.

Щебень используется средних фракций, размером 10-20 мм. При устройстве тропок с повышенной нагрузкой рекомендуется брать щебень с фракцией 40 мм.

Замес желательно производить с помощью бетономешалки, особенно это касается большого объема работ. Если бетономешалки нет, то придется изготавливать раствор вручную. Для этого в емкость засыпаются все компоненты и тщательно перемешиваются лопатой, после чего в смесь вливается вода и снова перемешивается до получения однородной массы.

Пластификаторы желательно использовать в небольшом количестве, для того чтобы удобнее было распределять заливку по траншее. Перебор с добавками может снизить прочность марки бетона.

Самую простую присадку-пластификатор можно приготовить самостоятельно, используя следующие исходные материалы:

  • силикатный клей;
  • гашеная известь;
  • ПВА;
  • любое моющее средство.

Вместо силикатного клея можно использовать жидкое стекло, а в качестве моющего средства подойдет стиральный порошок или хозяйственное мыло.

Если дорожки планируется устроить цветными, то с бетонной смесью необходимо разводить пигментные красители требуемого колера.

Армирование и заливка

В качестве армирующих элементов также можно использовать мелкие осколки битого кирпича, сетку Рабица, куски старой проволоки, обрезки металлической трубы и старые метизы. Если используется цельносварная сетка, то под нее необходимо подготовить опоры из кусков кирпича.

Перед заполнением дно траншеи рекомендуется пролить небольшим количеством воды во избежание проседания грунта под нагрузкой бетона. Во время заливки смесь необходимо протыкать в нескольких местах по всей площади, чтобы выпустить воздух.

После заливки весь раствор разравнивается граблями до появления цементного молочка. Залитую конструкцию желательно укрыть пленкой и оставить до полного застывания, периодически увлажняя поверхность во избежание образования трещин и пустот.

Рекомендуется заливать бетон таким образом, чтобы высота дорожки была на 3-5 см выше общего уровня грунта. Кроме того, желательно делать тропы слегка выпуклыми в центре. Это защитит дорожку от повреждений, загрязнения размывающейся почвы и от скопления луж.

При пересечении дорожками водопровода, канализации или мест прокладки кабеля необходимо применить футляр для предотвращения повреждения инженерных коммуникаций.

Заключительные работы

С краев удаляется мусор, места опалубки засыпаются грунтом и утрамбовываются. Через неделю самодельную дорожку можно вводить в эксплуатацию.

Если вновь устраиваемая бетонная тропинка присоединяется к старой или подходит встык к отмостке из бетона, то между ними желательно проложить термическую прокладку для образования деформационного шва. Это поможет создать подвижное соединение для того, чтобы бетонные сооружения не оказывали друг на друга взаимного давления.

Читайте также  Эпоксидное покрытие для бетонного пола: виды, расход и цены

Декор бетонных дорожек

Бетонные полотна на даче украшают для придания эстетичности садовому участку. Декорирование тропок можно производить либо перед заливкой, либо самое позднее — через сутки.

Существуют такие способы, как окрашивание, штамповка, применение различных форм и т.д.

Покраску дорожек можно производить либо на этапе замешивания раствора, либо после застывания готового дорожного полотна.

В первом случае применяются пигментные красители нужного цвета, которые необходимо тщательно размешивать. Достоинства такого способа: простота и удобство, стойкость цвета.

Во втором случае краска наносится на уже застывшую поверхность, но, в отличие от пигментов, не обладает устойчивостью к истиранию, а потому со временем цвет может потускнеть. Чтобы этого избежать и продлить стойкость цвета, рекомендуется использовать проникающие смеси с пигментными добавками.

Для восстановления цвета (когда потребуется освежить старую краску) можно воспользоваться следующей инструкцией:

  1. Удалить грязевый слой с дорожки, для сегментных тропинок — убрать сорную траву в межплиточных швах.
  2. Снять слой старой краски металлической щеткой, очистить от пыли.
  3. Замазать сколы и трещинки на поверхности, используя заделку для бетона (герметик, шпатлевку или затирочную смесь).
  4. Обезжирить дорожку составом для выведения пятен.
  5. Покрыть бетонную поверхность грунтовкой в 2 слоя. Первый слой должен полностью просохнуть, и только после этого можно наносить второй.
  6. Окрасить высохшую поверхность краской. Колеровать можно в несколько слоев для насыщенности цвета, но при этом стоит учесть, что интервал между нанесением слоев должен составлять не менее 12 часов. Это время, необходимое для полного схватывания краски с поверхностью и ее высыхания.

Окрашивать бетон рекомендуется полиакриловыми красками, предназначенными для наружных работ: они отличаются водоотталкивающими свойствами и паропроницаемостью, бетон может «дышать» и будет защищен от разрушения влагой. Кроме того, полиакриловые смеси устойчивы к воздействию ультрафиолета и не подвержены царапинам.

При работе с краской можно использовать кисть, валик или распылитель, но следует учесть, что первые два инструмента дают большой расход материала, к тому же оставляя пузырьки воздуха и полосы, а распылитель может образовать потеки при передержке.

Использование форм и трафаретов

Трафареты и формы могут применяться при заливке раствора, и в этом случае устройство опалубочной конструкции не требуется.

Шаблон устанавливается в траншею, заливается бетонной смесью и разравнивается. Спустя 2-3 часа форму можно снимать и ждать полного застывания и набора марочной прочности уже без ограничителя. Такие дорожки являются сегментными и состоят из отдельных элементов.

Несмотря на скорость монтажа, элементы тоже необходимо периодически увлажнять водой до полного застывания бетона.

Выбирая штампы в магазине, следует руководствоваться жесткостью шаблона — чем плотнее материал, тем легче и быстрее будет проходить штамповка.

Этим способом можно имитировать укладку бутового камня, брусчатки, доски и различного стройматериала.

Другие способы

Не менее интересными и легкими вариантами декорирования являются следующие:

  1. Имитация плитняка. Для этой цели на поверхности бетона, который еще окончательно не застыл, наносятся прорези. Их можно будет заполнить либо затиркой, либо раствором бетона другого цвета. Рисунок на такой дорожке будет похож на укладку плитняка.
  2. Укладка мозаики. Сюда подойдет любой битый материал: осколки кафельной плитки различного цвета, битый кирпич, разноцветные камешки и галька, и даже старые пуговицы. Главное условие: вдавливать мелкие детали не слишком глубоко, проделывать утапливание элементов на не полностью застывшей поверхности.
  3. Создание узоров. Рельефные рисунки можно создать с помощью различных отпечатков при бетонировании дорожек. Это могут быть листья, мелкие и крупные ракушки, следы рук и ног.

Уход за дорожками из бетона

Как и любая другая конструкция, бетонная поверхность требует ухода. Помимо простой уборки мусора и загрязнений, бетонные тропки рекомендуется мыть из шланга, сметать пыль и грязь, вовремя удалять сорную траву, пробивающуюся через швы.

Для увеличения срока службы бетонную поверхность пропитывают гидроизоляционными составами, появляющиеся трещины заделывают затирочными смесями.

Источник:
http://1beton.info/stroitelstvo/dorogki/dorozhki-iz-betona

Красивые садовые дорожки из бетона: пошаговая инструкция

Любой садовый участок требует обязательного наличия обустроенных тротуаров. Бетонные дорожки — одни из наиболее популярных видов из этой категории ландшафтного дизайна.

Они не только несут эстетический момент, но и выполняют ключевую функциональную нагрузку. Сегодня мы поэтапно раскроем процедуру и особенности их обустройства, а также обсудим все нюансы, которые могут возникнуть при укладке своими руками.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

Садовые дорожки делаются из раствора на основе цементно-песчаной смеси. Такое устройство имеет свои преимущества:

  • Долговечность и прочность. Правильно изготовленный бетон считается одним из самых крепких строительных материалов. При верной заливке дорожки способны служить несколько десятилетий.
  • Низкая стоимость и доступность материала. 50 кг цемента стоит 350 р, а добавив песок и воду, вы получите четверть куба или 500 кг готового бетона марки М200.
  • Широкий спектр использования предполагает возможность создания самых оригинальных бетонных дорожек любой конфигурации без обращения к специалистам, то есть сделать своими руками.

Среди немногочисленных недостатков следует отметить:

  • Возможное растрескивание поверхности под воздействием морозного пучения грунта (случается на цельных, монолитных покрытиях).
  • Садовая дорожка из залитого бетона – капитальное строительство. Если выполнена в виде сплошной ленты, изменить направление уже не получится.
  • На производство работ потребуется приложить немало сил и времени: подготовка цементного раствора – тяжёлое занятие, поэтому рекомендуем воспользоваться бетономешалкой.

Обустройство садовой дорожки из бетона простое, но трудоёмкое занятие. Хотя выполнить все работы можно самостоятельно, не имея строительных навыков, для этого потребуется приложить много времени и сил (за исключением временных конструкций). Поэтому перед началом работ взвесьте все «за» и «против», тщательно обдумайте – готовы ли вы провести несколько дней с лопатой в руках?

Как спроектировать дорожку?

Комфортные условия для владельцев земельного участка будут обеспечены только при соблюдении правильной планировки. Например, при укладке коротких бетонных дорожек, делящих сад на небольшие фрагменты, они будут визуально делать его ещё меньше. Чтобы избежать ложной визуализации придерживайтесь правила «длинных дорожек», способных передать ощущение простора.

Прежде чем заниматься проектированием, следует разобраться в вопросе: какие существуют виды дорожек. Условно они разделяются на 2 группы:

  • Хозяйственные – предназначенные для прагматичных целей: прохода к сооружениям, иным объектам, вокруг дома.
  • Прогулочные – не несущие утилитарной функции, используются как декоративные элементы. Допускается дублирование основных, хозяйственных маршрутов. Добавляет в обустройство сада живописные нотки. Устройство прогулочных дорожек

Садовая дорожка из любого материала должна отвечать трём основным факторам:

  • Быть практичной, участвовать в обеспечении ухоженной и удобной среды, в которой приятно находиться. Это становится причиной обустройства в местах, где они являются необходимыми для передвижения между объектами. Особенно актуальны в межсезонье.
  • Иметь эстетичный внешний вид, быть одним из ключевых элементов оформления сада, а в некоторых случаях – и ключевой частью декора. Следует обратить внимание на гармоничное сочетание с окружающей средой.
  • Фактор оперативной практичности должен ассоциироваться со всем объектом. Например, тротуар, соединяющий беседку с домом, строится капитально. Долговечность и аккуратный внешний вид необходимо сохранить и через несколько лет эксплуатации. Дорожки между цветочными клумбами или грядками могут организовываться из временных, некапитальных конструкций, например, отдельно уложенной не имеющей основания плитки.

Проектирование дорожек из бетона выполняется на бумаге. Учитывайте не только желаемые маршруты, но и ландшафтные особенности, окружающие постройки и растительный мир. Не обязательно делать в строгом соотношении с масштабом и рельефом местности. Главное, чтобы он был понятен исполнителю.

Прокладка бетонных дорожек в местах с максимально утоптанной землёй считается ошибочной. По этому принципу можно только определить основное направлениеи приоритетность передвижения по участку. Проектируемые линии должны добавлять в интерьер сада впечатляющую особенность, изюминку, вызывать у человека желание пройтись по ним снова и снова.

Садовая дорожка из бетона

Обратите внимание, что глаза человека, идущего к дому, всегда направлены вперёд. На всём протяжении пути он видит одно и то же – здание в конце пути. Шагая по извилистой дорожке, с каждым поворотом он будет открывать для себя разные пейзажи: розалий, живая изгородь из туи, поджидающая за поворотом цветущая акация и так далее.

Правильно спроектированная бетонная дорожка должна вызывать интригу: виться не по границе открытых и закрытых пространств, а прятаться в тени зарослей. Расположение конечного пункта до последнего момента остаётся загадкой: скрывается в верхней части лестницы, за раскидистым кустом, углом строения.

Виды бетонного материала для создания тропинок

Под бетоном подразумевается искусственный камень, который можно купить или сделать своими руками. Второй вариант выглядит менее затратным с финансовой точки зрения (составляющие стоят значительно меньше готовых деталей кладки).

Готовая плитка

Привычная вам плитка тоже относится к разновидностям бетонных дорожек, так как заливается из цементно-песчаной смеси. Изготавливается в различных вариантах:

  • В виде брусчатки.
  • Фигурной или мозаичной детали.
  • Фактурной, с поверхностью украшенной узором.
  • Имитирующей древесину или натуральный камень.

Садовая дорожка из бетонной плитки

Заливка в формы

Имитация натурального камня или кладки из брусчатки достигается заливкой бетона в пластиковые формы, приобрести которые можно в любом строительном магазине. С их помощью, включив фантазию, вы воплотите в реальность самые необычные рисунки и формы укладки. Другой вариант – использование форм-опалубок, сделанных своими руками. Рейки, соединённые между собой в нужном вам порядке, позволят достичь желаемого результата в минимальные сроки.

Источник:
http://domastroika.com/krasivye-sadovye-dorozhki-iz-betona-poshagovaya-instruktsiya/

Создание дорожек из бетона на даче своими руками

На территории каждого загородного дома, садового или дачного участка присутствуют всевозможные дорожки и тропинки. Они предназначены для удобного передвижения, из-за чего следует тщательно продумывать их расположение.

Часто дизайнеры используют дорожки из бетона, чтобы украсить ландшафт и придать территории привлекательный вид.

Преимущества и недостатки

Создание дорожек из бетона на садовом участке своими руками пошагово — непростая задача. Но если знать некоторые нюансы, с ней справится практически каждый человек. Из основных достоинств таких сооружений можно выделить:

  1. Простоту в обустройстве. С правильным подходом к делу не понадобится помощь специалистов.
  2. Возможность придания объекту любых размеров и форм, если имеется соответствующая опалубка.
  3. Доступную стоимость по сравнению с каменными и плиточными аналогами.
  4. Долговечность и прочность.
  5. Возможность декорирования основания на свое усмотрение с помощью разведения пигмента в растворе, применения декоративных украшений, мозаики и т. д.
  6. Устойчивость перед осадками.

Однако следует учитывать и некоторые недостатки. Это поможет избежать ошибок и сделать красивым сад или приусадебный участок:

  1. Невозможность перепланировки капитального сооружения и смены его направлений. Специалисты предварительно рекомендуют продумать планировку и только после этого цементировать заготовку.
  2. Трудоемкие подготовительные работы.
  3. Образование трещин при неправильной пропорции раствора, сезонных сдвигах грунта или температурных перепадах.

Этапы работы и необходимые инструменты

Весь процесс начинается с проектирования и последующей разметки почвы. Обязательно подготавливается грунт, после чего устанавливается опалубка. Затем формируется правильная подушка, закрепляются армирующие детали. В завершение заливается бетон.

Еще на подготовительном этапе собираются необходимые материалы и инструменты. Для бетонирования дорожек на даче своими руками подойдет цемент марки 300. Кроме него нужны щебень с песком, всевозможные гидроизоляционные составы, которые помогут качественно забетонировать конструкцию.

Опалубка обычно изготавливается из подручных досок, металлических пластин и фанеры, фиксируется стальными или деревянными колышками.

После этого понадобятся молоток, емкость, в которой будет вымешиваться раствор, и лопата для выполнения этой работы. В качестве армирующего элемента обычно задействуется строительная сетка из стали. По завершении мероприятий ещё не успевшую окончательно высохнуть поверхность разглаживают шпателем или мастерком.

Правильное проектирование

На начальном этапе человек должен продумать, каким будет расположение тропинок, а также рассчитать их ширину.

Рекомендуется начертить план имеющегося участка со всеми постройками и активно используемыми зонами, а затем провести между ними прямые линии (оси). Далее дорожкам нужно придать желаемую форму. Это поможет сделать территорию красивой и удобной для передвижения людей.

Если говорить о ширине тропы, соединяющей дом и центральный вход, то она должна достигать 2 м. Для вспомогательных тропинок достаточно будет 1 м. Междугрядочные дорожки могут оставаться узкими — всего 0,5 м, подъездные и гаражные должны соответствовать ширине эксплуатируемого транспорта.

Расчет строительных материалов

Часто уже в процессе работы приходится срочно закупать недостающие цемент и песок. Чтобы избежать этого, нужно предварительно рассчитать их количество, приобрести и доставить на участок. Например, слой бетона на суглинистой почве может достигать 7 см, на песчаном грунте — 10 см. В болотистой местности обязательно укладывается гравий пластом в 5 см. Обязательно нужно приготовить песчаную подушку, достигающую в толщину 15 см.

Расчет необходимых материалов прост. Для него стоит воспользоваться обозначениями, например, Т — толщина 0,1 м, Д — длина 10 м, Ш — ширина 1 м, П — подстилка из песка 0,1 м:

  1. Песчаная подушка высчитывается по формуле Д*Ш*П. Следуя примеру, получается уравнение 10*1*0,1=1м 3 . В одном кубометре строительного песка присутствует около 2400 кг. Этот вес следует заготовить предварительно.
  2. При пошаговом устройстве садовых дорожек из бетона нужно правильно подготовить рабочий раствор. Для него понадобятся песок, щебень, цемент и вода в соотношении 3:1:1:1. Изначально определяется объем готового бетона, для чего применяется формула Ш*Д*Т. Из приведенного примера следует, что нужно высчитать 1*10*0,1= 1м 3 . В итоге выходит 2800 кг готового раствора. Далее полученный вес разделяется на 5 частей, вода при этом не учитывается. Получается: 2800/5=560 кг (одна часть). Оставшийся вес приходится на воду, щебень и песок. Иногда дорожный состав принято колеровать, добавлять в него водоотталкивающие компоненты и пластификаторы.

В приведенных примерах нет абсолютной математической точности, но с их помощью легче определиться с количеством закупаемых сыпучих материалов.

Проведение разметки и подготовка почвы

Вооружившись предварительно созданным планом с обозначенными дорожками, нужно непосредственно на приусадебной территории определить места их прохождения. Последние принято обозначать колышками, фиксируемыми на одинаковом расстоянии. Такой способ считается самым простым, быстрым и нетрудоемким.

Далее следует подготовка грунта. Первым делом снимается верхний слой по ширине обустраиваемой тропы. Удалению подлежат самые мелкие корешки растений. Они в процессе перегнивания создадут ненужные пустоты, в которых начнет собираться сезонная вода, оказывающая негативное действие на конструкцию.

На следующем этапе проводится нехитрый расчет. Для 10-сантиметрового слоя песчаной подушки, пласта из подготовленного раствора высотой 10 см и трехметрового возвышения уровня дорожки над землей делают следующие математические действия: 10 см+10 см-3 см=17 см. Эти подсчёты позволяют определить глубину почвы. При укладке дренажа из гравия к полученному результату добавляется его глубина. Грунт удаляется обычной лопатой.

Монтаж опалубки

При самодельном создании бетонной дорожки без опалубки не обойтись. Для стандартной и ровной конструкции обычно используются доски.

Если возникает необходимость в изготовлении изгибов и плавных линий, тогда задействуется любой гнущийся материал. Опалубка должна возвышаться над уровнем почвы на 7—10 см.

На дно укладывается армирующая строительная сетка, затем на расстоянии 5 м монтируются поперечные доски, являющиеся своеобразными компенсационными швами высотой в уровень самой дорожки.

Эти приспособления предотвращают растрескивание бетона в случае резкого изменения температуры.

Изготовление подушки

Разбираясь с тем, как своими руками залить дорожки на даче цементом по инструкции и развести его правильно, следует помнить о необходимости обустройства подушки. Из основных ее функций можно выделить обеспечение дренажа и равномерного распределения нагрузок по всему бетону. Основа из песка не задерживает влагу, поэтому грунт под созданной дорожкой всегда будет оставаться сухим и без промерзаний, которые могут повредить забетонированную поверхность. Специалисты рекомендуют также выстилать под песок щебневый утрамбованный пласт.

Песок с течением времени вымывается водой, поэтому уместно под ним сделать гидроизоляцию на основе агроволокна, геотекстиля и рубероида. Песчаная подушка тщательно утрамбовывается и проливается водой для устранения внутренних пустот. Создается ровная поверхность, на которую равномерно заливается раствор. Вместо песка часто используются специальные плоские камни или создается бетонная стяжка.

Замешивание массы для заливки

Отсутствуют строгие пропорции сыпучих материалов (гравия, цемента, песка) и воды для создания правильного раствора. Жидкая основа обычно берется из расчета 1 часть на 4 части цемента. Но она может добавляться для получения пластичной и равномерной массы. Универсальным считается состав цемента, песка и щебенка в соотношении 1:3:1. Специалисты для получения более качественного и долговечного раствора вводят в него добавки. При создании пешеходных дорожек можно использовать меньше цемента, чем при сооружении автомобильных подъездов.

Для заливки тропинок часто используют марку бетона М300, щебень с фракциями до 20 мм и речной песок. Процесс замеса лучше всего проводить в бетономешалке либо глубоком корыте. Первым делом тщательно смешивается щебень с песком, затем в состав постепенно вводится цемент. В серую массу небольшими порциями добавляется вода до достижения желаемой консистенции.

Практика показывает, что густой бетон проявляет более высокие прочностные показатели. Но с жидким раствором легче работать, распределяя его в подготовленную конструкцию.

Процесс армирования

Когда подготовлена песочная подушка, на ней располагаются армирующие элементы и сетка, после чего заливается подготовленный бетон. Предварительно дно можно пролить водой, которая предотвратит проседание почвы под большим весом раствора. Затем слой тщательно разравнивается и уплотняется, пока на поверхности не появится цементное молочко, которое обеспечивает правильное затвердевание дорожки, а не преждевременное ее высыхание. С этой же целью готовая тропинка периодически смачивается водой.

Если центральная часть дорожки будет немного выше краев, на ней не смогут образовываться лужи, благодаря чему срок её эксплуатации увеличится. Декорирование поверхности проводится спустя сутки, когда цемент схватывается, но еще полностью не затвердевает. Можно сделать хаотичные борозды с целью имитации камня. Через день в них помещается цементный состав более светлого оттенка.

Завершающие мероприятия

Опалубка с колышками убирается через несколько суток после проведения работы. Оставшиеся небольшие зазоры и ямки в грунте маскируются с помощью бетона и гидроизоляционных добавок. После этого боковые части дорожки аккуратно очищаются, засыпаются землей и уплотняются. Спустя 5—10 дней тропинка пригодна к эксплуатации.

Дорожки в садах и дворах часто являются декоративными элементами, поэтому им можно придать необычный внешний вид. Часто для их декорирования используют имитацию под натуральный камень, хаотичное или упорядоченное вдавливание гальки, окрашивание, выкладку рисунков кусками кафеля и т. д. Если тропинку планируется использовать нечасто, тогда её можно выполнить в виде отдельно залитых плит желаемой формы. Доступный по стоимости и практичный в работе бетон заслужил популярность при организации садовых зон и приусадебных участков.

Источник:
http://betonli.ru/sozdanie-dorozhek-iz-betona/

Садовая дорожка из бетона: подготовительные работы, проектирование, расчет расхода строительных материалов, технология укладки

Садовая дорожка из бетона своими руками

Современный ландшафтный дизайн предусматривает размещение на участке не только мест различного назначения – зоны отдыха, хозяйственной зоны, подъездной зоны перед домом, но и прокладку разных декоративных дорожек, которые соединяют их с домом. Для изготовления дорожек используют разные строительные и подручные материалы: натуральный камень-плитняк, различные плитки (тротуарные из бетона и керамические), бетонный раствор, обычные и отделочные кирпичи, гравий, распиленные на диски деревянные пни и так далее. Рассмотрим строительство бетонной садовой дорожки своими руками.

Для строительства нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • цемент строительный не ниже марки 400 в мешках по 50кг, количество которого мы рассчитаем ниже по тексту;
  • песок строительный тарированный в мешках по 50кг или россыпью в тоннах, его объем, мы так же рассчитаем;
  • стальная строительная сетка из проволоки-катанки с крупными ячейками и вязальная проволока толщиной 1,5-2мм в бухте для сборки каркаса;
  • гидроизоляционные добавки в бетон для улучшения прочности его и долговечности;
  • доски деревянные (можно взять бывшие в употреблении) шириной не меньше 20-25см или куски фанеры, листового железа;
  • колышки деревянные или из стальной арматуры;
  • строительные носилки или другая удобная емкость для замешивания раствора;
  • две лопаты – небольшая штыковая лопата для копки и замеса раствора, а так же совковая лопата для сыпучих материалов;
  • строительная гладилка из дерева со слоем резины или из металла шириной от 50см и более для выравнивания поверхности дорожки;
  • кувалда или большой молоток для забивания колышков;
  • мелкий штукатурный инструмент – мастерки и шпатели разных размеров.

Подготовительные работы и технология укладки

Шаг первый: проектирование дорожки из бетона
На бумаге в масштабе нужно начертить простой чертеж участка с расположением на нем дома, различных зон, огорода или сада. Затем соединить дом и все зоны прямыми линиями там, где удобно ходить. Прямые линии на чертеже – это центральные оси будущих дорожек. Сами дорожки будут прямыми только между грядок огорода, остальные предпочтительнее сделать с плавными фантазийными изгибами в ту или иную сторону. Кроме того, дорожки можно заливать разной ширины. Центральную делают шириной 1,0-1,5м, вспомогательные 0,8-1,0м, а для дорожек между грядками хватит ширины 0,5м.

Шаг второй: расчет веса строительных материалов
Рассчитаем примерный вес необходимых строительных материалов – песка и цемента. Для этого нам надо знать, какая почва на участке. Если почва тяжелая глинистая, то хватит слоя бетона толщиной в 50-70мм, если почва рыхлая, песчаная или легкая суглинистая, а также если по дорожкам планируется перевозить грузы, то толщину придется сделать 100мм. Если почва болотистая, то перед укладкой бетона надо насыпать дренажный слой из гравия толщиной 50мм.
Пример расчета
Все расчеты будем производить для дорожки шириной 1м, длиной 1м и толщиной 100мм. Толщина подстилающего слоя песка 10-15см. Высчитаем объем песка: для этого ширину умножим на длину и толщину (1м х 1м х 0,10м = 0,10м3). По справочнику вес 1м3 песка соответствует 2400кг. Находим вес высчитанного объема песка: 0,10м3 х 2400кг/м3 = 240кг. Для расчета цемента надо знать пропорции материалов для замеса раствора. Оптимальный вариант: 1 часть цемента, 1 часть воды и 4 части песка. Рассчитаем объем цемента при толщине слоя 10см: 1м х 1м х 0,1м = 0,10м3. По справочнику вес 1м3 бетона, замешанного на песке 2800кг. Рассчитываем вес бетона для 1м дорожки: 0,1м3 х 2800кг/м3 = 280кг. Разделим вес 280кг на 5 (вес воды можно не учитывать) и получаем вес цемента: 280кг : 5= 56кг. Оставшиеся 224кг – это вес песка и воды для замеса бетона. Чтобы рассчитать вес цемента и песка для дорожек толщиной 70мм или 50мм надо полученный вес умножить на коэффициенты 0,7 или 0,5.

Шаг третий: подготовительные работы на участке строительства
По намеченному плану делаем разбивку на местах будущих дорожек, надрезая дерн штыковой лопатой. Еще можно по линиям разметки насыпать тонкий слой песка, извести, шлака или использовать другой сыпучий материал. Затем по линиям разметки аккуратно снимаем дерн (он может еще понадобится) и роем траншеи, глубина которых зависит от типа почвы.
Пример расчета
Для примера возьмем самый затратный тип почвы, со слоем песка 15см и толщиной бетона 10см. Бетонное покрытие дорожки должно на 3-5см выступать над уровнем земли, поэтому глубина траншей будет: 0,15м + 0,1м – 0,05м = 0,2м. Если добавится дренажный слой из гравия, то глубина траншей будет 25-30см. Выбранную почву собираем в кучу. Потом ее можно или вывезти как мусор, а также она может пойти на подсыпку в неровных местах участка. На дно вырытой и выровненной траншеи засыпаем и разравниваем слой песка, толщину которого подбираем в зависимости от типа почвы.

Шаг четвертый: подготовка опалубки

По обоим бокам траншеи ставим опалубку из досок, фанеры, листового железа или кусков шифера (см. фото), которая должна на 5-10см выступать над уровнем земли. Для закрепления опалубки забиваем колышки с внутренней стороны траншеи, при этом другая сторона опалубочного материала должна плотно упираться в стенку траншеи. На дно траншеи укладываем слой строительной сетки. Куски сетки собираем с помощью вязальной проволоки. Через равные отрезки длиной 5-6 метров надо сделать компенсационные швы из кусков доски, которые укладываются боком поперек траншеи и закрепляются колышками с двух сторон. Их высота должна совпадать с высотой будущей дорожки. Компенсационные швы позволяют поверхности из бетона при изменении температуры не трескаться, так как принимают на себя деформационные изменения. Опалубку не обязательно делать по всей длине дорожек. При ограниченном количестве материала для опалубки можно ставить опалубку и заливать бетоном участки дорожек только между компенсационными швами. Швы так же можно располагать через любую длину, не превышающую 6м в любом, даже хаотичном порядке.

Шаг пятый: заливка бетоном
Поверхность дна траншеи, подготовленной под заливку, надо полить водой, чтобы при заливке бетоном почва не просела. В строительных носилках замешиваем порцию бетонного раствора в пропорции, указанной выше. В готовый раствор добавляем гидроизоляционную добавку. При внесении в раствор добавок бетон перестает впитывать влагу через микротрещины и не разрушается под действием влаги и мороза. Добавки сильно повышают прочность бетона, оба эти качества позволяют эксплуатировать дорожки не менее 10 лет. Хорошо размешиваем раствор и совковой лопатой выкладываем в траншею. Распределяем бетон по ширине траншеи и разравниваем сначала лопатой, а затем гладилкой. Чтобы при дожде на поверхности дорожки не скапливалась вода, центральную часть приподнимает на 2-3см по отношению к бокам. Если поверхность дорожки предусматривается не гладкая, а разделанная под камень, то нанести декоративные борозды нужно на следующий день утром, когда бетон достаточно схватился, чтобы держать форму, но в то же время остался достаточно мягким, чтобы можно было выбрать инструментом борозды. Режем их в произвольном порядке, стараясь сделать ширину борозды не ровной, чтобы придать вид уложенного дикого камня. Еще через сутки в прорезанные борозды заливаем окрашенный в красный или белый цвет цементный раствор.

Шаг шестой: заключительные работы
Когда уложенный бетон наберет прочность, вытаскиваем колышки, снимаем доски опалубки, очищаем бетонные края дорожки от постороннего мусора, засыпаем боковины дорожки оставшейся после рытья траншей землей и трамбуем. Места, деформированные колышками, обрабатываем раствором с гидроизоляционной добавкой, предварительно смочив водой поверхность бетона. Теперь дорожка готова и можно по ней ходить.

Кроме монолитной дорожки из бетона, в малопосещаемых местах можно отливать отдельные плиты округлой формы, имитирующие природные валуны. Вообще, бетон очень прочный и при этом пластичный материал, долговечный, износостойкий, он один из самых дешевых строительных материалов. Себестоимость материалов для одного метра бетонной дорожки обойдется примерно в 30-35 рублей. Чтобы улучшить эстетичный вид бетонной поверхности дорожек можно окрасить раствор сухими пигментами и оформить поверхность в виде природного камня.

Источник:
http://muzhik-v-dome.ru/landshaftnyj-dizajn/sadovaya-dorozhka-iz-betona/