Лифт для перевозки пожарных подразделений: нормы и требования

Лифт для перевозки пожарных подразделений: нормы и требования

Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Пиктограмма лифта для пожарных подразделений

Основные параметры и размеры

Надо сказать, что на практике такая инженерная система, необходимая для многих зданий, сооружений до настоящего времени остается довольно редкой в большинстве городов страны. Почему это так обстоит, стоит разобраться подробнее, чтобы понять суть проблемы.

К нормам ПБ, именуемым ГОСТ «Пожарные лифты», следует отнести следующие действующие сегодня в России официальные документы:

  • ГОСТ Р 52382-2010, определяющий требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки.
  • ГОСТ Р 53296-2009, регламентирующий установку этих лифтов в строениях, сооружениях.
  • ГОСТ Р 22.9.11-2013, где установлены классификационный перечень, технические требования к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений.

Кроме них, установку, эксплуатацию пожарных лифтов в зданиях/сооружениях регламентируют:

  • Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий.
  • СНиП 21-01-97*, регламентирующий ПБ всех строений.
  • СП 118.13330.2012* об общественных зданиях/сооружениях.
  • СП 54.13330.2016 о жилых многоквартирных домах, где при определенных условиях также необходимо устройство таких лифтов.
  • НПБ 250-97, устанавливающий перечень требований к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения.

Среди основных характеристик этих устройств необходимо знать следующие:

  • Пожарным лифтом называется внутреннее или наружное техническое устройство, оснащенное установками защиты, управления, связи, позволяющее обеспечивать безопасную оперативную доставку сотрудников пожарных, аварийно-спасательных подразделений на этажи/отметки защищаемых объектов.
  • Размеры лифта должны быть не меньше, чем 1,1 х 2,1 м, чтобы была возможность транспортировки в кабине носилок с неходячими больными, а также инвалидов в колясках из зданий лечебно-профилактического, социального назначения.
  • Ширина строительного проема шахты, а также двери кабины такого лифта обязана быть не меньше 800 мм.
  • Грузоподъемность пожарных лифтов должна быть не меньше 630 кг в высотных жилых домах, 1000 кг – в общественных строениях, производственных объектах, сооружениях.
  • Скорость перемещения пожарного лифта обязана быть не меньше Н/60 (Н – высота жилого/общественного строения, инженерного, технологического сооружения).
  • Обязана быть обеспечена надежная работоспособность систем противодымной вентиляции шахт, холлов пожарных лифтов, их блокировка с установками АПС, т. е. автоматическое включение при срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей.

Важно : кроме периода целевого использования во время разведки, локализации/ликвидации очагов пламени в здании, пожарный лифт может эксплуатироваться в качестве пассажирского или хозяйственного подъемника.

Требования к конструкции

Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.

Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.

Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.

Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.

Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:

  • Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1.
  • Внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2, группа воспламеняемости В2, дымообразующей способности Д3 и группа токсичности продуктов горения Т2.
  • Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
  • Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
  • В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
  • Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
  • Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.
  • Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности. Группа распространения пламени РП2, дымообразующей способности Д3, токсичности продуктов горения Т2.
  • Плафоны устройств стационарного электричества освещения кабины лифта следует изготавливать из материалов группы воспламеняемости не ниже В2.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы « Перевозка пожарных подразделений» . Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский, а потом уже перевод на нужный Вам язык).

Читайте также  Какой стороной класть поликарбонат? Как определить лицевую сторону? Почему нужно крепить ее наружу к солнцу? Внешняя сторона поликарбоната

Инструкция по включению русских субтитров в видеоролике

Источник:
http://fireman.club/statyi-polzovateley/lift-dlya-pozharnyih-podrazdeleniy-normyi-i-trebovaniya/

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящих норм, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см. приложение , рис. 1), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

Здесь и далее рисунки не приводятся.

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ 22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям ПУБЭЛ.

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Допускается использовать материалы с коэффициентом дымообразования до 750 кв. м/кг включительно.

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т.п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

Источник:
http://sudact.ru/law/lifty-dlia-transportirovaniia-pozharnykh-podrazdelenii-v-zdaniiakh/lifty-dlia-transportirovaniia-pozharnykh-podrazdelenii/5/5.1/

Необходим ли лифт для пожарных подразделений?

Пожарная безопасность

Сообщение от KseniaSan:
То есть, если у нас обеспечены все мероприятия для эвакуации МГН — пожаробезопасная зона, подъемник с автономным приводом, то лифт для пожарных подразделений не нужен?

Требований именно к установке лифта для пожподразделений в здании такой высоты нет.

Сообщение от KseniaSan:
МГН ждут в зоне пожарных своей эвакуации на подъемнике.

Могут и не ждать, а воспользоваться подъёмником самостоятельно при возможности.

Сообщение от KseniaSan:
В ТЦ запроектированы эскалаторы — значит, обычный лифт (пассажирский) тоже исключаем?

Сообщение от KseniaSan:
И еще вопросик — эта лестничная клетка, по которой эвакуируются инвалиды, должна быть незадымляемая, с подпором воздуха?

Нет, при такой высоте здания ЛК может быть обыкновенной — Л1 или Л2.
Подпор воздуха обязательно нужен в пожбезопасную зону — на случай невозможности самостоятельного спасения МГН.

DJo Frey, благодарю Вас за подробный ответ!

51 мин. ——
А при какой высоте здания проектируются пожарные лифты?

Сообщение от xopolllo:
Glop, по СП4 лифты не нужны. нужно смотреть по инвалидам — если инвалидов выше 1ого нет то лифты не нужны. если есть — лифты нужны. если инвалиды эвакуируются лифтами — нужны лифты для пожарных. если будете считать риски то лифт для пожарных нужен в каждом пожарном отсеке.

Да, это я ашипся. Вернее, хотел сказать, что ниже 28м лифты как раз не нужны. Инвалидов выше первого у меня нет. Не понятно:
1. Как быть с пунктом 5.34 из сп стоянки автомобилей
2. Почему при подсчете рисков лифты нужны? А без подсчета?

Сообщение от Glop:
1. Как быть с пунктом 5.34 из сп стоянки автомобилей

Сообщение от xopolllo:
СП113 содержит требование отличное от СП4. если вы обеспечиваете требование пожарной безопасности на основании СП4, то требование 5.34 СП 113 не соблюдаете.
если считаете риски — СП4 не выполняете — обязаны выполнить требования СП113.

СП 113.13330.2012 не относится к нормативным документам в области пожарной безопасности, так как не включён в перечень к техрегламенту ФЗ №123 о пожбезопасности (Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 (ред. от 20.03.2015)). Поэтому если по СП 4 лифт для пожподразделений не нужен, то и пожарный риск считать незачем.
Но требование 5.1.34 в обязательном порядке нужно соблюдать для соответствия проектных решений требованиям другого техрегламента — ФЗ №384, потому что этот пункт включён в перечень по Постановлению РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521, и его выполнение обеспечивает выполнение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
Вывод: пункт 5.1.34 нужно выполнять, лифт для пожподразделений нужен.

Я, кстати, хотел ответить то же, что и DJo Frey. По мне так этот пункт как раз уточняет требования конкректно к гаражам-стоянкам (примерно та жа ситуация в соседней теме про лестничную клетку H3 в многоэтажках).

С мобильного проверить ФЗ возможности нет, но спасибо, посмотрю позже.

20 ч. ——
Почитал. Не силен я в таких общих положениях, но понял одно. Эксперт пожарный по правилам мне замечание не напишет. Зато напишет эксперт-архитектор, и будет рассматривать это не как недочет в пожарной безопасности, а чисто архитектурный промах. Лазейку найти можно всегда. Я надеялся найти более явную отмазку, м.б. выходило какое-то дополнение или пояснение к этому пункту, или в сп по пожарной безопасности где-то было прямым текстом сказано про автостоянки. А так — спасибо, но не прокатит.

21 ч. ——
Вот, например, нашел такое:

Сообщение от :
5.1.48 Для наземных закрытых стоянок высотой более 15 м и подземных стоянок с числом этажей (уровней) более двух следует предусматривать не менее одного лифта грузоподъемностью 1000 кг и более с режимом работы «перевозка пожарных подразделений» по ГОСТ Р 53296.

Что как бы вызывает сомнения в адекватности написания обсуждаемого требования вообще. Хотя откуда этот 5.1.48 взялся — ума не приложу, до того смотрел тот же СП по другому адресу, его не было.

Сообщение от xopolllo:
DJo Frey, советую внимательно (очень внимательно) перечитать ст.1,3-6 123-ФЗ. Потом ещё раз прочитать мой ответ.

С одной стороны:

Сообщение от :
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон . определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

То есть, получается, ФЗ№384 и нормативно-технические документы, обеспечивающие его соблюдение (ПП РФ №1521), не обеспечивают соблюдение требований пожарной безопасности, установленных в ФЗ№123, если они содержат отличающиеся от ФЗ№123 требования.
Но:

Сообщение от :
Статья 140. Требования пожарной безопасности к лифтам
4. Требования к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны устанавливаются техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

ФЗ№384 принят в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», соответственно, лифты для транспортировки подразделений пожарной охраны должны отвечать требованиям, установленным в нём и в документах по перечню №1521 (в том числе пункт 5.1.34 СП 113.13330.2012) для обеспечения требований пожарной безопасности, установленных ФЗ№123.

С другой стороны:

Сообщение от :
Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Выводы: как ни крутись, подсчёт пожарного риска в любом случае не спасает от обязательного соблюдения требования 5.1.34 СП 113.13330.2012.
Спасает только разработка СТУ:
ФЗ№384:

Сообщение от :
Статья 6
4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Сообщение от DJo Frey:
То есть, получается, ФЗ№384 и нормативно-технические документы, обеспечивающие его соблюдение (ПП РФ №1521), не обеспечивают соблюдение требований пожарной безопасности, установленных в ФЗ№123, если они содержат отличающиеся от ФЗ№123 требования.

Само собой, что эти два ФЗ и их СП по большей части не обеспечивают требования друг друга.
Во первых — ФЗ 123 это закон порождённый МЧС, т.е. данный закон рассматривает здания с точки зрения катастрофы и безопасного «убегания» из здания во время ЧС и условия не допускания возникновения ЧС.
А ФЗ 384 — это закон предусматривающий эксплуатацию зданий т.с. в «мирное» время ))) Т.е. с точки зрения . ну типа не долбануться головой об выступающий косяк пока бежишь в буфет )))
У этих двух министерств МЧС и Минрегион разный подход и, соответственно, требования к зданиям. Грубо говоря, они одно и тоже здание видят, один как полигон пожаротушениея и разрухи, другой видит с точки зрения обывателя. И кто из них главнее )))) тут ответа нет. они равные и нужно их сочетать. Т.к. здания предполагается использовать в обоих случаях и по 123 ФЗ и по 384 ФЗ. Только первое «надайбох», а второе «каждый божий день» ))))

Сообщение от Emma:
Только первое «надайбох»

Включаем наш «авось» и забываем про ФЗ 123)

Сообщение от Николай Г.:
Включаем наш «авось» и забываем про ФЗ 123)

Offtop: Г. — это фамилия или что?

Сообщение от DJo Frey:
ФЗ№384 принят в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», соответственно, лифты для транспортировки подразделений пожарной охраны должны отвечать требованиям, установленным в нём и в документах по перечню №1521 (в том числе пункт 5.1.34 СП 113.13330.2012) для обеспечения требований пожарной безопасности, установленных ФЗ№123.

Читайте также  Крепление СИП: виды крепежа, правила монтажа, рекомендации специалистов при работе с СИП

в ст.140 говорится о том что требования установлены и в 384-ФЗ и в 123-ФЗ, а ст.1 123-ФЗ говорит что если требования 384-ФЗ отличны от 123-ФЗ, применяются требования 123-ФЗ.

Сообщение от Emma:
не обеспечивают требования друг друга

а они для этого и не предназначены.

Сообщение от xopolllo:
СП113 содержит требование отличное от СП4. если вы обеспечиваете требование пожарной безопасности на основании СП4, то требование 5.34 СП 113 не соблюдаете.
если считаете риски — СП4 не выполняете — обязаны выполнить требования СП113.

и продолжаю не понимать, при чём тут подсчёт риска? А почему если соблюдать СП 4, то обязательно не соблюдаем СП 113? Из перечитанных мною документов у меня получается, что при любом раскладе требования п.5.1.34 СП 113.13330.2012 нужно обязательно соблюдать, хоть учитывать при этом СП 4, хоть риск считать и СП 4 не учитывать — всё едино.
Я что-то продолжаю не понимать? Объясните, пожалуйста, свою мысль.

Сообщение от Emma:
Само собой, что эти два ФЗ и их СП по большей части не обеспечивают требования друг друга.

А если не содержат отличающиеся от ФЗ№123 требования, то обеспечивают, так получается. 🙂🙂
Например во введнии к СП 113 написано, что он «и Вашим, и нашим»:

Сообщение от :
Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». бла-бла-бла
Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ) и сводов правил системы противопожарной защиты.

Источник:
http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=125298

Применение пожарных лифтов

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление. Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

При пожаре двери такого лифта очень медленно открываются после поданной команды находящегося во внутренней части кабины пожарного. Это делается для быстрой оценки главным ситуации на этаже и мгновенного закрытия дверей лифтовой кабины.

Пожарный лифт имеет специальную усовершенствованную систему управления, действующую при возгорании. При появлении огня все кабины немедленно спускаются к первому этажу здания и открываются до появления пожарных.

При работающей противопожарной системе они блокируются. Для разблокировки требуется применяемый пожарными ключ. Сегодня каждый современный изготовитель лифтов пользуется собственным ключом, активирующим режим перемещения пожарных расчётов.

Поэтому в здании оборудуются специальные сейфы, в которых для спасательных подразделений размещаются подходящие к определённой модели устройства ключи.

В соответствии с общепринятыми требованиями лифт для перемещения пожарных оснащается прочными огнестойкими дверями, выдерживающими воздействие пламени не менее часа.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Регламент работы и документация

Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:

  • ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
  • ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
  • ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
  • ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
  • ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;

В соответствии с принятыми стандартами для изготовления лифтов пожарного назначения применяются негорючие материалы. Это оборудование может выдержать не меньше 1000 кг веса и создаются не менее 1100 мм шириной, а также 2100 мм глубиной для лучшего размещения носилок во внутренней части кабины.

Современный пожарный лифт оснащается резервным типом питания и проложенным кабелем, обеспечивающим связь с работающей пожарной службой. В здании различной высоты современный пожарный лифт поднимается на верхний этаж в течение минуты.

Его кабина оснащается потолочным люком для быстрой эвакуации застрявших в шахте спасателей, а также прочным трапом, позволяющим при неполадках быстро подняться на следующий этаж. Также во внутренней части шахты устанавливаются скобы, которыми заменяется трап.

Шахта лифта обладает повышенным уровнем огнестойкости и не менее двух часов после появления пожара позволяет кабине безопасно передвигаться. Двери кабины удерживаются в открытом состоянии с помощью нажатия специальной кнопки.

После её отпускания двери сразу же закрываются, что обеспечивает необходимую безопасность при остановке кабины на охваченном пламенем этаже.

В холле, на главном этаже рядом с местом расположения входа в лифтовую кабину обязательно оборудуется специальная ниша или металлический шкаф с размещённой переносной лестницей. Они оснащаются металлической дверью, закрываемой специальным ключом, позволяющим перевести лифт в рабочий режим для осуществления перевозки пожарного расчёта.

Шахты современных лифтов пожарного назначения, расположенные в подземном и цокольном помещении высотного здания обязательно оснащаются современными вентиляционными системами, с помощью которых ликвидируется быстро распространяющееся по этажам задымление.

В современных зданиях при появлении пожара лифты для перемещения пожарных сильно облегчают их действия и помогают быстро эвакуировать людей. Обязательное оснащение такими кабинами некоторых высотных сооружениях предусмотрено российским законодательством.

Источник:
http://protivpozhara.com/obustrojstvo/uchrezhdenij/pozharnyj-lift

Лифты для перевозки пожарных подразделений: назначение и требования

Лифт с режимом перевозки пожарных подразделений – в качестве такового могут выступать и самые обычные пассажирские или же грузовые лифты, которые добавочно оснащаются специальными системами для осуществления управления, а также средствами огневой защиты и спецсвязи, который, кроме того, должен быть способен обеспечить перемещение пожарных служб на нужные этажи любого здания, где он оборудован, во время пожаров. Согласно части 2 пункта1 статьи 90 Федерального Закона номер 123 для сооружений и зданий, необходимо конструктивно предусмотреть устройства для возможности подъема пожарной службы независимо ни от высоты, ни от этажности сооружений и зданий.

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий.

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям:

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

Что касается габаритов, то они должны рассчитываться исходя из того, что для транспортировки одного человека на носилках потребуется не меньше 2 100 мм х 1 100 мм площади пространства лифта.

Необходимо также учитывать и требования пожарной безопасности к грузовым лифтам и пассажирским. Они, в частности, указывают, что любые лифты, которые перемещаются со скоростью более одного метра в секунду, должны быть оснащены кнопкой для включения специального режима функционирования в пожароопасных условиях. Необходимо обеспечить автоматическое включение данного режима. При этом такие лифты должны обеспечить возврат пассажиров на ближайшую безопасную площадку (обычно это первый этаж) и механически открыть дверь для возможности проведения эвакуации из кабины.

Желательно, чтобы лифты были изготовлены из максимально негорючего материала, а также чтобы материалы, из которых они были изготовлены, не выделяли вредных токсичных веществ в случае соприкосновения с прямым пламенем.

Более подробная техническая спецификация указана в Федеральном Законе «Технический регламент о требованиях по противопожарной безопасности», датированный 22 августа 2008 года за номером 123 — ФЗ (редакция от 03 июня 2016 года).

Требования к пожарной безопасности к лифтам предписывают наличие специального переключателя, которым можно активировать вручную режим транспортировки противопожарных подразделений. Повернув ключ в позицию ON, можно включить соответствующий режим. Поворотом ключа в позицию Bypass лифт возвращается в штатный режим функционирования.

Внутри лифтовых кабин необходимо вывесить инструкции касательно того, как переключать лифты в режим транспортировки противопожарных расчетов, как нужно пользоваться лифтом, в случае возникновения пожара или локального возгорания.

Читайте также  Сайдинг без утеплителя: правила монтажа и обшивки дома

Подробные пожарные требования к лифтам указаны в соответствующих положениях. Это: НПБ 250 — 97 под наименованием «Лифты для транспортировки противопожарных подразделений внутри сооружений и зданий», ГОСТ 28911, нормативы ПУБЭЛ, а также в СНиПе 31 – 01 — 2003 «Жилые и многоквартирные здания». Кроме того, необходимые положения можно извлечь и из Федерального Закона от 10 июня 2012 года № 117 — ФЗ.

ГОСТ для пожарных лифтов

Существуют специально разработанные Государственные Стандарты для грузовых и пассажирских лифтов ГОСТ-Р 52382 «Пассажирские лифты. Лифты для пожарных». В нем реализованы все предписания из специального тех регламента под названием «О безопасности лифтов».

Данные документы регламентируют обустройства и лифтовых кабин новых конструкций, и подвергаемых замене. Приведенные ГОСТы могут приниматься во внимание и во время модернизации лифтов устаревших конструкций.

Если лифты для перевозки пожарных подразделений по ГОСТ стандартам соответствуют, то материальный ущерб и человеческие жертвы в случае возникновения пожара будут минимальными.

Источник:
http://ohranivdome.net/pozharnaya-signalizatsiya/pozharnaya-bezopasnost/lifty-dlya-perevozki-pozharnykh-podrazdelenijj-naznachenie-i-trebovaniya.html

Проблемы проектирования и применения лифтов для транспортирования пожарных подразделений и возможные пути их решения

ОГНЕСТОЙКОСТЬ. В настоящее время на территории Российской Федерации необходимость устройства лифтов, имеющих режим работы «транспортирование пожарных подразделений» (далее лифты для пожарных) для проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов (здесь и далее под объектом понимается здание, строение, сооружение или наружная установка) устанавливается ч.15 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123).

Для запроектированных по ранее действовавшим нормам и введенных в действие до 01.05.2009г. объектов такая необходимость определяется п.8.10 СНиП 21−01−97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и п.1.143* СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения».

При этом в соответствии с требованиями ч.15 ст.90 ФЗ-123 установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в каждом пожарном отсеке объектов класса Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) высотой более 10м, объектов класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) высотой более 50м, объектов иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28м, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей.

В соответствии с требованиями п.8.10 СНиП 21−01−97* «Пожарная безопасность здания и сооружений» установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в каждом пожарном отсеке зданий класса Ф1.1 высотой более 5м, зданий всех классов функциональной пожарной опасности высотой более 28м (за исключением зданий класса Ф1.3).

В соответствии с требованиями п.1.143* СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения» установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в общественных зданиях высотой 10 этажей и более.

Как видим, в действующих нормативных документах имеются некоторые противоречия в требованиях по обеспечению объектов лифтами для пожарных.

Технические требования к лифтам для пожарных изложены в Техническом регламенте о безопасности лифтов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.10.2009г. №782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов», ГОСТ Р 53296−2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» и НПБ 250−97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования». Причем первые два документа распространяются на проектируемые, строящиеся и реконструируемые объекты, а последний на запроектированные по ранее действовавшим нормам и построенные до ввода в действие первых двух документов.

Есть несколько вопросов, которые время от времени возникают при проектировании и строительстве объектов, относительно которых нормативные документы не дают однозначных ответов.

Первый из них: возможно ли использовать лифты для пожарных в качестве лифтов для спасения маломобильных групп населения?

Дело в том, что в соответствии с требованиями п.3.45 СНиП 35−01−2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (перечень лиц, входящих в состав МГН перечислен в приложении А к СНиП 35−01−2001), если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию указанных групп населения за необходимое время (время от момента возникновения пожара до момента воздействия критических значений его опасных факторов на человека), то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время или находиться в ней до прибытия спасательных подразделений.

А в соответствии с требованиями п.3.47 СНиП 35−01−2001 пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных коммуникаций — такой коммуникацией может быть и лифт для пожарных. Кроме этого, в соответствии с требованиями п.6.26 СНиП 31−06−2009 «Общественные здания и сооружения» в зданиях стационаров лечебно-профилактических и социальных учреждений в указанные пожаробезопасные зоны должны выходить двери лифта, соответствующего требованиям к лифтам для пожарных.

Второй вопрос касается проектирования лифтов для пожарных на одноэтажных объектах класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 (производственные здания, сооружения, строения) и Ф 5.2 (складские здания, сооружения, строения) высотой более 28м, а также на наружных установках высотой более 28м, проектируемых в составе производственных предприятий. Не совсем понятно, для чего проектировать лифт для пожарных на одноэтажном объекте, но норма требует!

Да, в таком многообразии противоречащих друг другу нормативных требований относительно рассматриваемого вопроса среднестатистическому специалисту проектной или эксплуатирующей организации запутаться элементарно.

А зачем вообще он нужен, этот лифт для пожарных?

Действительно, для чего предусматриваются лифты для пожарных?

В соответствии с п.4.1 НПБ 250−97 и п.4.1 ГОСТ Р 53296−2009 лифты для пожарных являются составной частью комплекса инженерного оборудования объектов различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

Так почему пожарные боятся лифтов для пожарных?

Ну хорошо, предусмотрели лифт для пожарных в проектной документации, построили объект и ввели его в эксплуатацию, а что дальше? Как показывает практика, лифты для пожарных используются самими пожарными при тушении пожаров в зданиях, оборудованных такими лифтами, не более чем в 2% случаев. Получается, что дорогостоящее оборудование не востребовано основными потребителями. То есть в нормативных документах приведено неэффективное техническое требование!? Дело совсем в другом.

Есть несколько проблем практического использования лифтов для пожарных самими пожарными, которые не позволяют их эффективно использовать.

Первая из них — психологическая. Действительно, особенно после пожара на Останкинской телебашне, когда при тушении погибли три человека, в том числе высокопоставленный сотрудник Московского МЧС, руководители тушения пожара (далее РТП) опасаются использовать лифты для пожарных. Действительно, ни один здраво- мыслящий РТП, понимая, что он отвечает за жизни подчиненных ему бойцов, никогда не пошлет их подниматься на высоту при помощи лифтов.

Чего же он боится? Ведь — в идеале — если лифт для пожарных запроектирован в соответствии с требованиями нормативных документов, то это одно из самых неуязвимых мест в здании в пожарном отношении (лифт расположен в шахте с пределом огнестойкости ограждающих конструкций REI 120, дверные проемы шахт защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости EI 60, в шахту обеспечен подпор наружного воздуха не менее 20 Па, силовые агрегаты лифта обеспечены электроснабжением по первой категории надежности электроснабжения, имеется связь с пожарным постом).

Однако основное смысловое ударение в предыдущем предложении РТП ставит на словах «в идеале», а что за лифт перед ним и его бойцами, он не знает, а если не знает, то и не станет использовать! И будет по-своему прав.

Вторая проблема прямо вытекает из первой, это банальное незнание оборудования и правил его применения. Ни в ранее действовавшем Боевом уставе пожарной охраны, ни в ныне действующем Порядке тушения пожаров подразделениями пожарной охраны (введенном в действие приказом МЧС РФ от 31.03.2011г. №156, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.2011г. №20970) ни слова не сказано об использовании лифтов для пожарных.

И что же — отказаться от лифтов для пожарных?

Нет. Этого делать нельзя! По следующим двум причинам: во-первых, это невозможно, поскольку требование по их установке является нормативным требованием. Во-вторых, использование лифтов для пожарных поможет сэкономить пожарным много сил при подъеме на высоту и доставке пожарно-технического вооружения, которые будут нужны для локализации и ликвидации пожара, а, возможно, и для спасения людей.

Однако для решения этих проблем, как всегда, нужен системный подход. Начать следует с этапа разработки предварительной концепции объекта, когда определяются его основные параметры. Здесь важно определить необходимость устройства лифта для пожарных в принципе (в зависимости от класса функциональной пожарной опасности объекта, его высоты и этажности).

Далее на этапе проектирования объекта следует определиться с количеством лифтов для пожарных, местами их установки, их скоростными и геометрическими параметрами, устройством противодымной защиты лифтовых шахт и холлов. При этом важно увязать и оптимизировать количество и места установки лифтов для пожарных с учетом их последующего использования, в том числе для спасения маломобильных групп населения.

При этом важно, что бы все указанные проектные решения были описаны в разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», который должен быть выполнен в соответствии с требованиями п.26 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 и обоснованы в соответствии с требованиями ч.6 ст.15 Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ-384).

В случае вынужденных и обоснованных отступлений от требований по оборудованию объектов лифтами для пожарных, следует провести комплекс обоснований с учетом требований ст.6 ФЗ-123, ч.6 ст.15 ФЗ-384, ч.2 ст.4, ч.1 ст.6, ч.2 ст.7 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании».

На этапе строительства объекта важно соблюсти положения проектной документации по надежности электроснабжения силовых агрегатов лифтов для пожарных, их других параметров, влияющих на безопасность их использовании при пожаре.

И наконец, на этапе эксплуатации объекта следует организовать взаимодействие эксплуатирующей его организации и территориального подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, подразделения которой, в случае возникновения пожара, будут задействованы на его тушении. При этом крайне важно разработать и согласовать с указанным подразделением оперативный план тушения пожаров на объекте, в том числе определить порядок использования лифтов для пожарных.

На этапе эксплуатации следует уделить особое внимание организации работы лифтов для пожарных в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности лифтов, а также работоспособности и безопасности использования систем противодымной вентиляции лифтовых шахт и холлов для обеспечения надежности.

Источник:
http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=4369