Пандусы для инвалидов

Пандусы для инвалидов

10 минут Татьяна Григорьева 4364

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на инвалидной коляске, подняться вверх либо опуститься вниз.

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, — 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.

Источник:
http://invalidu.com/tovary/pandusy-invalidov

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Лестницы и пандусы в парковом и городском ландшафте

Для осуществления пешеходных связей между поверхностями в разных уровнях при продольном уклоне дорожек более 60 % следует предусматривать устройство лестниц и пандусов.

Лестницы. Лестницы — это специальные устройства для перехода с одного уровня рельефа на другой. Они играют важную архитектурно-художественную роль в парковом и городском ландшафте. По своему назначению и оформлению парковые лестницы подразделяют:

• на главные — на основных пешеходных дорожках и аллеях — шириной 10 м и более. Они имеют парадное оформление с использованием скульптуры, светильников, цветочниц, фонтанов и других элементов декора, обычно оборудованы декоративными перилами;
• второстепенные — на боковых (второстепенных) аллеях и дорожках — шириной от 2,5 до 10 м, более простые в оформлении бортов и перил;
• тропиночные — на дополнительных пешеходных дорожках до 2,5 м шириной, или тропах с отдельными ступенями.

Размещение лестниц на склонах может быть выполнено в различных вариантах: в сочетании с подпорной стенкой, на газоне с перилами, без боковых ограничителей (рис. 5.1). Повороты, изгибы лестниц усиливают впечатление от окружающего пространства, изменяют углы, под которыми рассматриваются наиболее интересные объекты.

Рис. 5.1. Размещение лестниц на склоне: I — лестницы с подпорными стенками: а — в насыпи; б — в выемке; в — в полунасыпи-полувыемке; II — лестницы без подпорных стенок: а — ступени-плиты, лежащие на поверхности откоса; б — ступени, врезанные в склон; в — ступени, сформированные локальной подсыпкой грунта

Рис. 5.2. Параметры ступеней (а) и визуальное восприятие лестницы (б): 1 — проступь; 2 — подступенок; 3 — человек; h — высота подступенка; b — ширина проступи

Однако несмотря на важность эстетических качеств лестницы главным при проектировании и строительстве лестницы являются ее безопасность и удобство передвижения пешеходов. Создание лестницы, максимально удобной для движения, основано на расчете соотношения между размерами ее основных элементов: проступи и подступенка.

Проступь (горизонтальная поверхность ступени) характеризуется шириной b и поперечным уклоном i, подступенок (вертикальная плоскость ступени) характеризуется высотой h (рис. 5.2, а). При изучении особенностей движения пешехода по лестнице было установлено, что двойная высота подступенка и ширина проступи в сумме должны соответствовать средней длине шага человека:

2h + b = 0,58. 0,65 м.

В связи с тем что движение пешеходов по дорожкам парков и садов в основном связано с прогулками и отдыхом, для удобства перемещения создают лестницы со ступенями высотой 10. 12 см и шириной 38. 40 см. Стандартную крутизну откоса парковых лестниц принимают 1 : 4. Такие лестницы значительно облегчают подъем по сравнению с типовыми лестницами в жилых и общественных зданиях, где высота и ширина ступеней равна соответственно 15 и 30 см.

Читайте также  Кессон из бетонных колец для скважины своими руками

В остальных случаях в зависимости от перепада рельефа и крутизны откоса размеры проступи и подступенка рассчитывают, используя приведенную формулу, методом подбора значений. Это позволяет обеспечить точное сопряжение первой и последней ступеней лестницы с покрытиями примыкающих площадок. Примерные размеры ступеней в зависимости от крутизны склона приведены в табл. 5.1.

Таким образом, критичными размерами ступени являются 21 x 21 см, что позволяет размещать лестницу на откосе с максимальной крутизной 1 : 1 под углом 45°. Дальнейшее сокращение ширины проступи недопустимо. Однако при проектировании следует избегать таких крутых лестниц в целях обеспечения безопасного движения, особенно в зимний период. Не рекомендуется использовать лестницы с шириной проступи менее 35 см. Если же такие лестницы необходимы, то их обязательно нужно оборудовать перилами. При необходимости сопряжения участков с резкими перепадами рельефа рекомендуется использовать лестницы с поворотами.

Важными параметрами лестниц являются число ступеней и общая высота лестницы. Одиночные ступени представляют повышенную опасность для пешеходов, они мало заметны, на них легко споткнуться или оступиться. В связи с этим они не должны использоваться. В крайнем случае можно применять лестницы с двумя, а лучше — с тремя ступенями. Для акцентирования внимания пешехода на препятствии такие лестницы должны быть обозначены светом, посадками растений, перилами и др.

Лестницы на объектах ландшафтной архитектуры важно проектировать с учетом особенности психологии посетителей и их физической выносливости. Невысокие спуски и подъемы высотой 0,3. 0,5 м, рассчитанные с определенным ритмом, могут стимулировать перемещение по объекту, в то время как перепады 1,8 м и более не заинтересовывают и воспринимаются посетителями как требующие значительных усилий для подъема, что может существенно ограничить движение. Отсутствие интереса к высоким подъемам также связано с особенностями визуального восприятия. Так, посетителю важно видеть, куда он движется, что его ожидает при подъеме (рис. 5.2, б). Средний уровень линии взгляда человека находится на высоте 1,5 м. В связи с этим максимум через каждые 1,5 м по высоте, что соответствует 10. 12 ступеням, называемым маршем, необходимо устраивать площадки. Длина площадки должна быть не менее 1,5 м, что соответствует длине двух шагов и позволяет пешеходу не сбиваясь с ритма продолжать движение по лестнице. Если необходимо разместить площадку большей длины, то ее следует рассчитывать, каждый раз прибавляя к минимальному размеру (1,5 м) расстояние, кратное длине двух шагов.

Лестница с разгрузочными площадками в зависимости от числа маршей называется двухмаршевой или многомаршевой. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по высоте подступенка и ширине проступи.

Для организации поверхностного стока дождевых вод на лестницах предусматривают уклоны и дождеприемные устройства (лотки, колодцы), связанные с ливневой сетью. Ступени должны иметь поперечный уклон 10. 20% и продольный уклон 5. 10%, что позволит избежать беспорядочного стока воды с одной ступени на другую и образования наледи в холодное время года. При проектировании многомаршевых лестниц в расчетах также нужно учитывать продольный и поперечный уклоны площадок, необходимые для обеспечения поверхностного стока — 5. 20%.

Для удобства передвижения по лестнице важна также ее ширина. На городских территориях она не должна быть меньше 1,5 м, что позволяет разойтись двум человекам, идущим в противоположных направлениях; в частных садах ширина лестницы может быть уменьшена до 1,05 м.

Для строительства лестниц используют различные конструкции, выбор которых тесно связан с интенсивностью пешеходных нагрузок, архитектурно-художественным обликом объекта и объемом финансирования.

Наиболее широко применяют бетонные конструкции с использованием металлической арматуры, которые позволяют создавать лестницы непосредственно на объекте. Такие конструкции практически универсальны, но только в том случае, если мы имеем дело со стабильными грунтовыми основаниями, не подверженными каким-либо деформациям. Максимальной устойчивостью будут обладать лестницы, ограниченные боковыми стенами (см. рис. 5.1, а, б). Особенно это важно на насыпных склонах, где есть опасность смещения грунта, например в результате его просадки.

Рис. 5.3. Конструкции лестниц: а — на свайном железобетонном фундаменте: 1 — щебень; 2 — фундамент из армированного бетона; 3 — уровень промерзания грунта; 4 — подготовленное грунтовое основание; б — расположенная между боковыми подпорными стенками: 1 — боковая подпорная стенка; 2 — бетонная конструкция лестницы; 3 — металлическая сетка (15 х 15 см); в — с укреплением отдельных ступеней: 1 — каменные плиты; 2 — цементно-песчаная смесь; 3 — щебень; 4 — бетон; 5 — растительная земля, смешанная с семенами столонообразующих трав, или покрытие из каменных высевок; 6 — деревянный брус, обработанный защитным составом; 7 — дерево

Конструкции садово-парковых (наружных) лестниц по способу их укрепления можно подразделить на три основных типа (рис. 5.3):

• на свайном железобетонном фундаменте;
• расположенная между боковыми подпорными стенами;
• с укреплением отдельных ступеней.

При строительстве фундамента необходимо учитывать глубину промерзания грунта, которая зависит от климатического района. Устройство монолитных конструкций требует проектирования швов расширения с обеспечением их защиты от проникновения влаги с помощью гидроизоляционных материалов.

При строительстве лестниц необходимо предусматривать их защиту от подтопления (дренажные устройства), которое может спровоцировать разрушение конструкции.

Для создания ступеней используют материалы природного и искусственного происхождения: камень различных видов, дерево в виде бруса и бревен небольшого диаметра, клинкерный кирпич, бетонную плитку и другие, а также готовые лестницы или отдельные ступени, отлитые из бетона, или конструкции из металла.

Верхнее покрытие ступеней должно быть устойчиво к пешеходным нагрузкам и обладать нескользкой поверхностью. На территории общественных пространств города в целях безопасности пешеходов край первых ступеней лестниц рекомендуется выделять полосами яркой контрастной окраски, а также использовать тактильное покрытие — покрытие с ощутимым изменением фактуры поверхностного слоя, на расстоянии не менее 0,8 м от ступеней.

Пандусы. Пандусы также предназначены для передвижения транспорта и пешеходов с одного уровня поверхности на другой. Они представляют собой наклонные поверхности без ступеней. Пандус при одинаковой высоте обычно бывает в 3 — 4 раза длиннее лестницы. Пандус характеризуется крутизной, выраженной в отношении его высоты к длине заложения.

Пандусы устраивают параллельно или под небольшим углом к линии бровки откоса. При отсутствии ограничений планировочного решения территории пандус может быть врезан в откос в направлении, перпендикулярном бровке откоса, и продолжаться в выемке в пределах верхней спланированной площадки до совпадения его отметок с спланированной поверхностью.

В зависимости от функционального назначения различают три категории пандусов:

1) пандусы для передвижения пешеходов и инвалидов на колясках;
2) пандусы вдоль лестниц для перемещения ручной клади на колесиках, детских колясок и велосипедов;
3) бордюрные пандусы для обеспечения спуска с тротуара на уровень проезжей части.

К пандусам первой категории предъявляются наиболее жесткие требования. Рекомендуемая крутизна пандуса для передвижения пешеходов — 1 :10 (100 %о); для передвижения инвалидов на колясках — не более 1 : 12 (83 %). Минимальная ширина пандуса, рассчитанная на движение одного человека, — 0,9 м, для двух человек — 1,8 м. Если длина пандуса превышает 9 м, то необходимо предусматривать горизонтальные площадки длиной 1,5 м; при повороте пандуса размер площадки должен быть не менее 1,5 х 1,5 м (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Типовые конфигурации и размеры пандусов: а — для движения одного человека; б — для двух человек; в — пандус с поворотом; 1 — площадка; 2 — пандус; 3 — поручень

Наиболее широко распространены пандусы второй категории, расположенные параллельно лестнице (рис. 5.5). Ими пользуются пешеходы с колясками или велосипедами. Такие пандусы обычно имеют большую крутизну. Они должны быть оборудованы поручнями и иметь рельефную поверхность для их безопасного использования.

Рис. 5.5. Пандус вдоль лестницы

Рис. 5.6. Бордюрный пандус: а — разрез: 1 — вертикальный гранитный борт; 2 — утопленный гранитный борт; 3 — дорожное покрытие; 4 — пониженный гранитный борт; б — план: 1 — наклонный борт для прохода; 2 — утопленный гранитный борт

Бордюрные пандусы (рис. 5.6) также являются исключением. Для них допускается крутизна 1:8(120 %) при условии, что длина спуска не превышает 0, 9 м; рекомендуемая ширина таких пандусов — 1,2 м.

Все пандусы должны иметь неразмокаемое, твердое, нескользкое покрытие, удобное для пешеходов. Для строительства пандусов можно использовать бетонные и другие монолитные твердые покрытия с выраженной шероховатой фактурой верхнего слоя за счет отливки или включения обнаженного заполнителя. При использовании наборных покрытий нужно обеспечивать высокое качество стыковки элементов друг с другом.

Переходной конструкцией между пандусом и лестницей является ступопандус, имеющий широкие низкие ступени с наклонной поверхностью (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Конструкция ступопандуса: а — разрез: 1 — бетонный брус на цементном растворе; 2 — галька, утопленная в цементный раствор; 3 — бетонное основание; 4 — уплотненный песок; 5 — щебень; 6 — подготовленное грунтовое основание; б — план

Ступопандусы значительно облегчают спуск и подъем по крутым протяженным склонам, на которых невозможно установить лестницы. Их размещают на склонах с крутизной 25. 83%.

Проектируемая крутизна ступеней ступопандуса — 1 : 12, а высота подступенка зависит от первоначальной крутизны склона. Для удобного передвижения высота подступенка не должна превышать 10 см, а ширина проступи не должна быть меньше 90 см (предпочтительно — 150 см). Допускается ширина проступи — до трех шагов.

Для обеспечения безопасного движения покрытие ступеней ступопандуса не должно быть скользким, края проступи могут быть выделены другим по цвету или текстуре покрытием для того, чтобы быть более заметными. Наиболее часто для ступеней ступопандусов используют наборные покрытия из мелких элементов (брусчатка из колотого камня), а также монолитные покрытия с обнаженным заполнителем. В качестве подступенка укладывают брус с прямоугольным сечением или поребрик из бетона или природного камня (см. рис. 5.7).

Ступопандус иногда называют итальянским пандусом, так как он широко представлен на многочисленных итальянских виллах эпохи Возрождения, расположенных на сложном рельефе.

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Источник:
http://landscape.totalarch.com/stairs_ramps_park_city

Виды и типы пандусов

Пандус – это наклонная площадка, которая соединяет две поверхности разной высоты. Она предназначена для спуска-подъема инвалидных и детских колясок, а также другого малогабаритного колесного транспорта. Пандусы помогают маломобильным группам населения преодолевать лестничные пролеты, ступеньки, высокие пороги и другие барьеры, которых не замечает большинство людей. К маломобильным группам относятся не только инвалиды и родители с детскими колясками, это также пожилые люди, беременные женщины и те, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими возможности передвижения.

Пандусы устанавливают в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Согласно букве закона они должны быть во всех общественных пространствах, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан к социально значимым объектам. Бывают исключения, когда установить пандус технически невозможно, и тогда вход должен быть оборудован кнопкой вызова или лифтом. Но в большинство случаев, если есть лестница, можно подобрать и подходящий вид пандуса.

Виды пандусов по типу конструкции

Стационарные аппарели

Стационарные пандусы рассчитаны на длительную эксплуатацию. Их устанавливают возле входов в жилые дома, а также в клиники, аптеки, школы, магазины и развлекательные центры. Современные строительные стандарты и нормы изначально предусматривают наличие стационарных пандусов, поэтому запроектировать больницу или торговый центр без пандуса можно только в нарушение СНиП.

Стационарные аппарели дублируют лестницу. Как правило, они представляют собой несколько наклонных поверхностей с поворотными площадками между ними. Вдоль пандуса обязательно устанавливают поручни. Высота и конструкция зависят от общей высоты подъема: важно выдержать безопасный для спуска и подъема угол наклона поверхности, поэтому вместе с высотой подъема возрастает и количество пролетов аппарели.

Откидные пандусы

Этот вариант аппарелей предусматривает откидной механизм. Как правило, такие конструкции монтируют там, где невозможно установить стационарный пандус. Для него может попросту не быть места: например, если речь идет о пролете между этажами жилых многоквартирных или частных домов. Благодаря подъемному механизму аппарель можно раскладывать (тогда она закрывает лестничный пролет), а затем складывать, освобождая лестницу.

Визуально откидной пандус напоминает платформу или рельсы. С одной стороны он надежно прикреплен к поручням или стене. Для крепления используют специальные замки или строительные петли. Вторая сторона пандуса остается свободной, поэтому конструкцию можно свободно поднимать и опускать по мере надобности. Когда нужно воспользоваться аппарелью, замок открывают, опускают платформу на марш. Затем ее вновь поднимают и фиксируют замком у стены.

Съемные или портативные аппарели

Это складные, мобильные конструкции, которые легко установить и демонтировать. Весит съемный пандус немного, в сложенном виде он компактный, поэтому портативные конструкции можно перевозить с места на место. Чтобы уменьшить вес, производители изготавливают мобильные пандусы из облегченных сплавов стали и алюминия. Существует несколько видов съемных аппарелей, которые конструктивно существенно отличаются друг от друга.

Виды съемных пандусов

Рампа – это пандус для преодоления порог. Он по определению не бывает высоким, поскольку не рассчитан на ступеньки. Рампы используют инвалиды и родители с маленькими детьми: она позволяет безболезненно преодолевать невысокие препятствия. Коляску не всегда можно перенести через бордюр или порог – тут и приходит на помощь этот вид съемных пандусов. Рампа легко устанавливается и демонтируется, ее делают из сочетания резины и металла.

Максимальная высота преграды, для которой подходит пандус-рампа, – 15 см. Конструкция обычно имеет форму клина, у нее фиксированная высота и ширина. Если препятствие похоже на выступ, рампу придется устанавливать с двух сторон.

Ролл – высокотехнологичная конструкция из большого количества поперечных секций, соединенных при помощи специальных креплений. Секции можно отсоединять и добавлять, регулируя размеры пандуса. Свое название эта категория аппарелей заслужила за то, что в сложенном состоянии выглядит как рулон. Их удобно возить в багажнике авто, а благодаря съемным секциям конструкция без труда подгоняется под разную высоту препятствий. Несмотря на компактность и небольшие размеры, у роллов много плюсов:

  • повышенная грузоподъемность;
  • высокая прочность;
  • небольшой вес.
Читайте также  Как постелить линолеум на кухне

Эта категория раздвижных пандусов использует телескопический принцип увеличения длины. Благодаря этому в собранном виде конструкция кажется маленькой, ее удобно перевозить, но раздвигаясь, этот вид пандусов увеличивается больше, чем в два раза. Визуально телескопическая конструкция похожа на две параллельные аппарели.

Пандус обязательно предусматривает противоскользящие поверхности: это важное условие, поскольку без него есть риск соскальзывания колясочных колес. Также без противоскользящей поверхности существует вероятность, что спуск будет слишком быстрым и опасным для инвалидов.

Где пригодятся телескопические пандусы?

  • В общественном транспорте.
  • При преодолении парапетов.
  • При подъеме по ступенькам.

Конструкция пандусов

Пандусы имеют один из двух типов конструкции: платформа или рельсы. Рельсы – это две параллельные секции. Как правило, их изготавливают из металла. Например, все преимущества роллов достигаются за счет авиационного алюминия – легкого, но сверхпрочного сплава. На металл наносят противоскользящее покрытие. Мобильные откидные аппарели чаще всего имеют конструкцию в виде рельсов.

Но стационарные пандусы в большинстве случаев представляют собой платформы: наклонные площадки шириной от 60 см до 2,5 м. Впрочем, портативные аппарели также могут представлять собой платформу: рампа обычно имеет именно такую конструкцию. Платформы производят либо из алюминия, либо из стали, а стационарные аппарели могут быть бетонными. Особо стоит выделить «книжки» – небольшие пандусы из двух секций, которые складываются наподобие чемодана или книги. Такие «книжки» удобно возить с собой.

Технические требования к пандусам для инвалидов

Поскольку пандусы предназначены для спуска и подъема маломобильных групп населения, к их конструкции строительные стандарты и нормы предъявляют строгие требования. Нарушение этих требований приводит к тому, что аппарелью становится невозможно пользоваться по назначению. Спуск или подъем по такому пандусу может быть потенциально опасным для инвалидов в колясках.

Одно из главных условий – угол наклона марша. Пандус может состоять из нескольких маршей, между которыми будут находиться поворотные площадки. Количество маршей и площадок зависит от высоты подъема или спуска и продиктовано в том числе необходимостью соблюсти безопасный уклон. Он составляет от 8 до 15%. Почему этот параметр измеряют в процентах? Проценты отражают соотношение суммарной длины горизонтальной плоскости и высоты, на которую нужно подняться.

В большинстве случаев максимальным допустимым углом наклона марша будет 8%, но если длина аппарели не превышает 20 см, можно увеличить угол еще на 2%. Если же угол станет больше при увеличении длины аппарели, подниматься и спускаться будет небезопасно. Другие важные технические требования:

  • Высота подъема одного марша – не больше 800 мм.
  • Горизонтальная длина спуска – 9 м.
  • Ширина – от 150 до 200 см.

Требования к площадке

Каждая аппарель предусматривают входную и верхнюю площадки, а при необходимости – и промежуточные. Ширина площадки не может быть меньше 185 см, размер места для разворота – 220 см. Если двери открываются внутрь, глубина площадки – 140 см, а если наружу – 150 см. При установке открывающихся наружу дверей важно учитывать возможность маневрировать на площадке. Для соблюдения этого условия глубина может быть увеличена.

Если конструкцию монтируют на открытом воздухе, нужно исключить обледенение. Поэтому основной материал покрывают антискользящим слоем. Также эту задачу можно решить за счет навеса или подогрева. Ширина промежуточной площадки не может быть меньше ведущих к ней дорожек.

Ограждение

Любая сторона аппарели, которая не примыкает к стене, должна быть ограждена. Необходимы одинарные или парные поручни, перила. Их высота – 700 и 900 мм от пола аппарели. Перила должны образовать сплошную линию на одном расстоянии от поверхности. На конце нижнего марша они должны выступать на 30 см. Материал поручней тоже необходимо защитить от обледенения. Перила должны быть прочными, надежными, устойчивыми к боковым нагрузкам.

Важно помнить, что за перила люди будут держаться при подъеме и спуске. Движение на аппарели может быть как односторонним, так и двухсторонним. При двухстороннем направлении движения человек сможет взяться за поручень только с одной стороны, поэтому угол наклона пролета сокращается до 6%. Впрочем, можно установить дополнительный поручень посередине широкого пролета.

К тому же края аппарелей снабжают специальным бортиком до 5 см. Его задача – предотвратить соскальзывание колес. Поскольку аппарели принадлежат к конструкциям, которые создают безбарьерную среду для маломобильных групп населения, и от них часто зависит свобода передвижения граждан, производить и монтировать аппарели имеют право только компании, которые прошли официальную аккредитацию.

Источник:
http://pandus.su/poleznoe/vidy-i-tipy-pandusov-dlya-invalidov/

Устройство пандуса для инвалидов — СНиП, параметры

Ширина и длина пандуса — важные критерии, нормативы по которым закрепленны в СНиПах и ГОСТах на проектирование и строительство пандусов в Российской Федерации. Рассмотрим эти понятия подробно.

Уклон и размеры пандусов для инвалидов по СНиП

Пандусы для инвалидов должны отвечать множеству требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон конструкции, а также оборудоваться перилами установленной формы. Эти и другие важные моменты регламентируются СНиП – строительными нормами и правилами.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.

Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.

Ролл пандус.

Терминология

В СНиП используется множество названий тех или иных вещей. Поэтому для большей наглядности и понимания документа стоит обозначить следующие термины:

    адаптированный вход – специальный въезд для инвалидов, оборудованный пандусом;

Адаптированный вход для инвалидов.

  • бордюр, перила – боковые ограждения конструкции, облегчающие подъём;
  • габариты – размеры изделия (например, высота, длина, и т. д.);
  • инвалид (здесь) – человек с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • марш – расстояние между двумя площадками;

    Пандус с двумя маршами.

  • пандус – сооружение (спуск) для инвалидов с определённым наклоном, предназначенное для перемещения с одной горизонтальной поверхности на другую;
  • пиктограмма – знак, символьное обозначение;
  • поперечный уклон – угол наклона, перпендикулярный направлению движения;
  • продольный уклон – угол, параллельный направлению движения.

    Поперечный и продольный уклон.

    Что такое аппарель и разные виды пандусов

    Аппарель и пандус — это одно и то же, имеют одинаковое определение, как наклонные платформы, рампы или площадки, соединяющие две горизонтальные поверхности различной высоты. Понятие пандус, применимое для инвалидных и детских колясок привилось к устройствам из двух металлических полозьев. Аппарелью чаще называют одну или две широкие платформы. Но разницы между устройствами практически не существует.

    Любой из обустроенных видов пандуса (аппарелей) для детских или инвалидных колясок обязан соответствовать основным требованиям ГОСТа, СНиПа Российской Федерации. С другой стороны, сооружение не должно представлять опасность для жизни, здоровья, имущества других людей, особенно пожилых, которые также относятся к маломобильной группе населения. Некоторые виды наклонных приспособлений для колясок становятся причиной серьезных конфликтов между жильцами многоэтажек, другие отвечают всем требованиям безопасности обеих сторон.

    Аппарель в многоэтажке

    Несъемные устройства

    1. Стационарные пандусы устанавливаются на ступенях с учетом архитектурных особенностей здания и условий местности. Сооружаются из металлоконструкций или бетона, могут быть одно и двухпролетными, должны обязательно иметь перила. Далеко не всегда отвечают требованиям стандарта и мерам безопасности.

    Откидные пандусы могут складываться и не находятся на лестничном пролете постоянно. Эта жесткая конструкция с помощью петель поднимается вертикально и фиксируется у стены или перил защелками. Устройство, установленное в многоквартирном доме, дает свободный проход по лестнице и доступ к перилам остальным жильцам. Откидные устройства также используются в общественном транспорте. К сожалению, прочные и легкие модели, выполненные из алюминия, становятся объектами хищения охотников за цветными металлами.

    Съемные устройства

    1. Раздвижные телескопические пандусы — это легкие, переносные универсальные конструкции в виде двух отдельных аппарелей. Вес и размеры в собранном и разобранном виде для разных моделей отличаются, но все они сделаны из прочного материала, преимущественно алюминия, с нескользящим покрытием и выдерживают вес 200–400 кг.

    Приспособления подойдут для лестницы, заезда в транспорт, других, недоступных для инвалидной коляски возвышенностей. Раздвигаются на необходимую длину, в отдельных случаях (преодоление порогов) их можно использовать неразложенными. Раздвигаясь длиной до 3,5 м, в собранном виде они очень компактны, в среднем 1,5 м.

    Раздвижной телескопический пандус

    Ролл пандусы становятся все популярнее из-за простого приведения их в рабочее положение и компактности в сложенном виде, когда они свернуты в удобный для хранения рулон. Это может быть одна сплошная или две аппарели. Конструкции легкие, прочные, безопасные в любую погоду. Сделаны пандусы из отдельных модулей, потому их можно легко удлинять или укорачивать самому. Сейчас это самый удобный и простой вид аппарелей для инвалидных колясок. Часто применяется в местах публичных мероприятий.

    Пандусы для порогов — устройства небольшие, могут быть сделанным из металлического листа для конкретного порога или быть раскладными, подходящими для различных небольших возвышений.

    Пандус для порогов

    Нормативные размеры и конструкции

    Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

    Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.

    Подбор оптимальной ширины.

    Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

    Предельные углы спуска

    Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

    Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

    На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

    Требования к площадкам

    Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП , их размеры должны соответствовать следующим показателям:

    • ширина — не менее 1850 мм;
    • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
    • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

    При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

    Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

    Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

    • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
    • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
    • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
    • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

    Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.

    Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

    Элементы ограждения

    Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

    • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
    • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
    • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
    • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
    • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
    • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

    Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.

    Нормативные размеры поручней.

    Источник:
    http://arbolit.org/instruktsii/pandusy-dlya-invalidov-normy.html

    Пандус: виды, характеристики, ответственность за отсутствие и ГОСТ

    Содержание статьи:

    Пандус (переводится с французского языка как пологий скат), представляет собой сооружение, возводимое из металла, бетона, и призванное соединить разноуровневые плоскости для комфортного перемещения техники, пешеходов с колясками или людей с ограниченными возможностями, пользующимися специальными средствами передвижения.

    Фото металлического пандуса

    Сооружение иначе называется рампой, аппарелью и предназначено для удобного входа, въезда колясочников в общественные и жилые здания, подземные и надземные переходы, многоярусные автостоянки другие места.

    Читайте также  Как выбрать теплицу из поликарбоната: советы специалистов и отзывы потребителей

    Виды пандусов

    Приспособления для безопасного перемещения людей с ограниченными способностями изготавливаются из высокопрочной стали. В зависимости от места монтажа подразделяются на:

    По конструктивным особенностям и функциональности делятся на следующие типы:

    1. Откидные;
    2. Ролл-пандусы;
    3. Мобильные, куда входит телескопическая, переносная и рампа.

    Стационарные

    Капитальные постройки для средств передвижения инвалидов возводят чаще на входах в жилые или общественные здания, подземные переходы или виадуки. Стационарные в зависимости от места установки выполняют из монолитного бетона или металла. Металлические изделия состоят из двух горизонтальных полос, по бокам которых установлены ограждающие элементы, и поручней. Металлические полозья монтируются на ступени лестничных маршей.

    Как выглядит стационарный пандус

    Возведение железобетонных пологих конструкций с поручнями, предполагается еще на стадии создания проекта здания. Располагают пологие спуски на входе в жилые дома, магазины, аптеки, и другие общественные здания.

    Откидные металлоконструкции применяются в подъездах многоэтажных домов, где площадь лестничной клетки не рассчитана на возведение стационарного спуска. Сложенный откидной элемент не мешает прохождению жильцов по лестнице. Когда же требуется спустить или поднять средство для перемещения инвалидов или маленьких детей по лестничному маршу, аппарель опускается на ступени, после чего снова поднимается и крепится к стене или перилам на специальные петли.

    Металлоконструкция, опираясь на каждую ступень лестничного марша, равномерно распределяет нагрузку от веса человека и средства передвижения. Выполняется из нержавеющей стали или прочного алюминия, оснащается ручкой и фиксатором. С помощью этих элементов полозья опускаются и крепятся к стенам или перилам. В поднятом состоянии толщина модели не превышает 4 см.

    Как выглядит откидной пандус

    Расстояние между полосами от 25 до 30 см. Длина полос в пределах 200 см, ширина 20 см. Полозья, соединенные между собой поперечными элементами и оснащаются бортиками с закругленными краями для предотвращения соскальзывания колес и риска получить травму ног человека, сопровождающего инвалида или управляющего детским транспортом.

    Борта изделия не одинаковые по высоте. Если у внешнего ограждающего элемента высота 40 мм, то внутренний равняется 20 мм. Такие размеры подходят для транспорта инвалидов, детских трость-колясок, чемоданов, снабженные колесами малого диаметра. Внешний бортик нужен для безопасности движения, он не дает соскользнуть колесам малогабаритного транспорта.

    У пандусов откидного типа следующие преимущества:

    1. Используются для передвижения малобильных граждан на специальных средствах;
    2. Устанавливаются в лестничных проемах – широких и узких;
    3. Малая масса и легкая установка;
    4. Антискользящее покрытие на полозьях исключается риск получения травмы.

    Такие же откидные изделия, но специального типа используются для въезда колясочников в общественный городской транспорт.

    Ролл-пандусы

    Эти изделия появились не так давно. Представляют собой ленту, состоящую из нескольких секций, оснащенных для взаимного соединения гибким креплением. Материал – высокопрочный сплав алюминия, применяемый для строительства самолетов. Благодаря съемным секциям и гибкому крепежу роллопандус необходимых размеров собирается в нужном месте.

    Как выглядит роллопандус

    За счет использования гибкого крепления секций роллопандус собирается в рулон, который легко помещается в багажнике автомобиля или переносится вручную. Главное преимущество в том, что используется в местах, где нельзя возвести стационарное сооружение – в лестничных проемах одноэтажных и многоэтажных домов, на пересеченной местности.

    Мобильные варианты

    Мобильные пандусы, иначе называемые съемными, переносными или перекатными, состоят из двух отдельных металлических направляющих, обрамленных боковыми ограждающими элементами.

    Направляющие устанавливают в необходимом месте для проезда инвалидного транспорта в нужное время. У подобного варианта один недостаток, который заключается в том, что нет поручней, без которых инвалид не сможет самостоятельно подняться по пологому спуску, потребуется помощь стороннего человека.

    Другой тип представляет собой телескопическое изделие (складные), состоящее из двух полос с боковыми бортиками. Каждая изготавливается из двух или трех секций, которые вкладываются друг в друга. Телескопическое изделие за счет вкладышей-секций увеличивается по длине в два-три раза. С помощью специальных креплений телескопический механизм укладывается на лестничные марши, создавая комфортный проезд для маломобильных людей или детского транспорта. Изготавливается из легких и прочных сплавов металлов, способных выдерживать нагрузку до 400 кг, куда входит масса транспортного средства и вес человека. Оснащение телескопических устройств противоскользящим покрытием, исключает риск получения травмы человека. Подобное изобретение используют в местах скопления людей.

    Рампы, относящиеся к мобильной группе устройств, производят в двух вариантах:

    Бордюрный в форме треугольного валика с одной длинной пологой плоскостью, предназначен для преодоления выступов на пути коляски – порогов, тротуарных поребриков и прочих подобных преград. Производят бордюрный элемент из металла или плотной резины. Основное преимущество – возможность установки силами человека, который находится в коляске. Горизонтальная рампа изготавливается из цельного или перфорированного металлического листа. К недостатку бордюрных относится то, что их установка на пороги дверного проема, мешает закрыванию дверей.

    Встречается, хотя и редко, модель, которая имеет встроенный обогреватель, обеспечивающий безопасное движение колясочников в зимнее время.

    Требования при выборе и установке пандуса

    При устройстве пологого спуска для колясок необходимо соблюдать требования, предъявляемые к подобным сооружениям, которые прописаны в – ГОСТах, СНиПах и СП. Угол наклона, за редким исключением не может превышать 8 градусов.

    Обязательное условие – наличие горизонтальных опорных поверхностей предназначенных для маневрирования инвалидного транспорта. Их площадь должна превышать размеры коляски в плане. Конкретные размеры определяются в зависимости от ширины спусков и их функциональности – для поворота коляски или разворота на 90 или 180 градусов, горизонтальная часть должна быть размером 140х140см и 180х150 см, соответственно.

    Аппарели, предназначенные для эксплуатации на открытом воздухе, оборудуются противоскользящим покрытием или изготавливаются из рифленой стали.

    Минимальная ширина пандуса не менее 90 см, максимальная – 180 см. Длина пролета без устройства промежуточных горизонтальных элементов делается в пределах 9 м.

    Пологие спуски в обязательном порядке оборудуются поручнями в соответствии с требованиями норм и правил:

    1. Поручни делаются из прочного и гладкого материала, устойчивого к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды;
    2. Размер ограждений круглой или овальной формы не может превышать в поперечнике 60 см;
    3. Выступающие края поручней закругляют, чтобы исключить риск получения травм.

    Источник:
    http://p-z-o.ru/metallokonstrukcii/pandusy/pandus-opredelenie-naznachenie-vidy-i-otvetstvenno

    Пандус для инвалидов в подъезде: нормы, виды, правила установки

    Маломобильные группы населения нередко испытывают трудности при перемещении. Достаточно часто в непреодолимое препятствие превращается обычная лестница. Решением данной проблемы является пандус для инвалидов. Такие конструкции при условии соблюдения всех норм установки и эксплуатации очень облегчают жизнь людей с ограниченными возможностями, делают окружающую среду наиболее комфортабельной и доступной для них.

    Что такое пандус?

    Пандус это расположенная под углом плоскость, объединяющая две площадки, находящиеся на разной высоте, с целью безопасного и комфортного перемещения колесного транспортного средства.

    Наклонный въезд, как правило, используют инвалиды-колясочники, граждане с детскими колясками, а также водители автомобилей при перемещении по многоэтажному гаражу. В жилых домах, общественных местах пандусы устанавливаются наравне с лестницами, а в иногда они могут даже полностью заменять собой внутренний или наружный лестничный марш.

    Нормативные документы и требования к пандусу

    Создание комфортабельной среды для маломобильных категорий населения в нашей стране регламентируется различными нормативными актами. В первую очередь, это ст. 17 Конституции РФ, Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» с поправками от 1 января 2016 г., а также федеральная программа «Доступная среда», направленная на полное обеспечение к 2020 г. беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями ко всем объектам городской инфраструктуры.

    Помимо федеральных документов, в каждом регионе также действуют свои нормативные акты, обеспечивающие гарантию свободы перемещения маломобильным категориям граждан.

    Основные требования к конструкции пандусов оговорены стандартами. Перечислим главные параметры, которым должна соответствовать безопасная и комфортная входная группа с пандусом:

    • Площадки, расположенные вверху и внизу пандуса, должны иметь размеры, превышающие стандартные габариты инвалидного кресла. Это необходимо, чтобы предоставить человеку возможность для разворотов и манипуляций.
    • Для конструкций, рассчитанных на одностороннее движение, значение ширины пролета не должно быть меньше 0,9 м. Для двусторонних – не меньше 1,8 м.
    • Длина одного пролета пандуса не должна превышать 9 м. В случае необходимости установки более длинных конструкций требуются промежуточные площадки.
    • Пандус шириной 0,9 м, предполагающий возможность разворота, обязательно должен иметь промежуточную площадку 1,4 Х 1,4 м.
    • Если пандус предполагает разворот на 180 0 , необходима площадка 1,8 Х 1,5 м.
    • Бесповоротная конструкция шириной 0,9 м нуждается в площадке 1,4 Х 0,9 м.
    • Площадки должны быть окрашены в отличный от пандуса цвет и иметь противоскользящее покрытие.
    • Обязательно соблюдение правильного угла наклона: в местах общественного пользования при высоте конструкции 0,8 м – 2,9 0 (5 %);при больших перепадах высот допустимо значение до 5,7 0 (8-10 %).
    • На всех участках пандуса по внутренней стороне должны быть установлены специальные непрерывные поручни со стандартным сечением 4 см. На обоих концах пандуса перила должны завершаться выступами за пределы всей конструкции, равными 30 см.
    • Наличие бортиков по бокам – обязательное условие.

    Как добиться установки пандуса?

    Теперь разберемся, как и кто должен устанавливать пандус. По закону управляющие компании должны бесплатно устанавливать пандусы в подъездах жилых домов. Для этого необходимо сделать следующее:

    • Пишите заявление на имя начальника ЖЭК или управляющей компании (два экземпляра).
    • Включаете в заявление перечень с данными соседей, поддерживающих установку пандуса (если такие есть).
    • Указываете конкретное место, где вы хотели бы видеть пандус, а также его тип.
    • Делаете ссылки на нормативно-правовую базу.
    • Можете прикрепить фото лестничных маршей для доказательства невозможности перемещения по ним без специальных конструкций.
    • Заявление лучше отправляйте в заказном письме.

    Закон дает управляющей компании 30 дней на рассмотрение заявления и вынесение своего решения. Ответ руководство должно дать вам в письменном виде.

    Мотивировать отказ могут узкими лестничными пролетами (меньше 2,5 м), но в такой ситуации вы можете потребовать установить откидной пандус.

    В случае получения отказа следует написать заявления с указанием того, что ваши права нарушило конкретное ответственное лицо, в следующие инстанции:

    • жилищная инспекция,
    • районная прокуратура,
    • общество по защите прав потребителей,
    • органы местного самоуправления.

    Виды пандусов

    Пандусы, обеспечивающие комфортабельный и легкий подъем для инвалидов по лестницам, можно разделить на несколько групп в зависимости от особенностей конструкции и назначения.

    Пандус стационарный

    Представляет собой капитальную, обычно бетонную, конструкцию, которая возводится еще на этапе строительства здания. Обычно это пара параллельных наклонных полос, оборудованных поручнями. Зачастую такой наклонный въезд размещается поверх ступеней. Бетонный пандус иногда дополняется металлическими или деревянными элементами.

    Откидной (инвентарный пандус)

    При невозможности установить стационарный пандус в подъезде прибегают к откидной конструкции. Принцип действия схож с первым типом. Разница в том, что такая конструкция имеет возможность складываться к стене, освобождая лестничный марш. Обычно он крепится одной стороной на стену или перила на самые простые петли и щеколды. При необходимости воспользоваться им замок открывается и пандус откидывается на лестницу, образуя наклонный въезд.

    Это портативный, съемный пандус. Установка и демонтаж его достаточно просты и осуществляются по необходимости. Очень компактные, нередко складные, устройства легко перемещаются и транспортируются. Обычно это стальные либо дюралюминиевые конструкции. К ним относятся следующие подвиды:

    • Раздвижной (телескопический) пандус. Обычно состоит из двух параллельных полос, которые, раздвигаясь, увеличивают длину конструкции в два раза и более, закрепляются на лестничном марше и образуют наклонный въезд. Конструкция снабжена противоскользящим покрытием, легко складывается и транспортируется. Выдерживает вес до 400 кг.

    • Бордюрный пандус. Применяется для преодоления невысоких препятствий, таких как пороги или бордюры. Конструкция имеет небольшой размер, легко собирается и устанавливается. Изготавливается в основном из резины или металла.

    • Пандус ролл – высокотехнологичная конструкция. Представляет собой ленту, состоящую из скрепленных между собой секций из авиационного алюминия. Благодаря материалу изготовления конструкция характеризуется высоким уровнем прочности и надежности. Изделие компактно скручивается в рулон, легко переносится и транспортируется. При необходимости собирается в пандус нужной длины, что возможно благодаря наличию съемных секций.

    По типу конструкции различают:

    • Пандусы-рельсы (обычно изготавливаются из металла).
    • Пандусы-платформы (чаще всего из нержавеющей стали или алюминия, однако деревянный пандус – тоже возможный вариант).

    Еще один тип, встречающийся достаточно не часто, – обогреваемая конструкция. Специальные системы, при помощи которых осуществляется обогрев пандуса, обеспечивают безопасность людей, пользующихся им в зимний период, а также предотвращают возможные повреждения устройства в следствие взаимодействия со снежным и ледяным покровом.

    Ошибки в установке пандуса

    Несмотря на наличие нормативно-правовой базы и стандартов, регламентирующих создание комфортных условий для маломобильных категорий граждан, лестницы и пандусы достаточно часто продолжают оставаться непреодолимыми препятствиями для людей с ограниченными возможностями по причине того, что последние либо установлены не правильно, либо вообще отсутствуют.

    Существует ряд ошибок, совершаемых при установке пандусов, которые делают их совершенно бесполезными конструкциями.

    Крыльцо с пандусом, имеющим слишком крутой угол наклона.

    Неправильная ширина рельсов, из-за чего колеса не могут встать на платформу пандуса.

    Наличие препятствий по линии движения.

    Недостаточные для маневров размеры промежуточных площадок.

    Наличие ступеней на съезде.

    Кроме того, порой встречаются самые немыслимые и абсурдные конструкции, смысл которых даже не укладывается голове. Остается лишь надеяться, что со временем их будет оставаться все меньше, а власти, муниципалитет и бизнесмены будут заботиться о людях с ограниченными возможностями, создавая максимально комфортные условия для их перемещения, ведь каждый из нас в любой момент может оказаться нуждающимся в подобной поддержке.

    Источник:
    http://gidlestnic.ru/vidy-i-tipy-lestnits/pandus